00:00, 23 июня 2009 года

УФМС, миграционный учет, нелегалы и закон

Закон предписывает иностранцам или лицам без гражданства, имеющим вид на жительство в России, писать заявление о продлении срока проживания (разрешение выдается на пять лет) не позднее чем за шесть месяцев до окончания действия документа. Причем эти «без пяти минут россияне» во многих правах приравнены к гражданам РФ. Правда, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти (кроме муниципальной) и не могут служить «срочную» службу в армии (хотя контрактную — пожалуйста).

Ну а если человек обращается с заявлением не за шесть, а, скажем, за четыре месяца? Тогда он обязан представить документы, объясняющие причину пропуска положенного срока. Например, сильно болел или работал вахтовым методом. Да и семейные обстоятельства играют немаловажную роль. В подобных, обязательно аргументированных случаях руководство УФМС по Ставропольскому краю идет навстречу людям. А вот если ни аргументов, ни фактов не находится, то им отказывают в продлении вида на жительство. Чем это чревато? Такие господа теряют свой статус и права, их снимают с регистрационного учета, и они, можно сказать, зависают в воздухе. Иностранцу ничего не остается, как выехать на свою историческую родину и потом въехать в РФ уже по визе, если между странами существует визовый режим. В любом случае это накладно в материальном плане, заставит потратить уйму времени, а то и потерять выгодный контракт.

Когда же речь идет о лице без гражданства, то такой человек попадает в замкнутый круг. Кстати, тех, кто «в круге» , немало. Но есть ли для них какой–нибудь выход? Как сказала «СП» заместитель начальника отдела по работе с иностранными гражданами УФМС России по СК Оксана Ямкова, и здесь краевое управление старается вникнуть в положение недисциплинированных. Конечно же, принимается во внимание, сколько лет они предпочитают наше государство всем другим, а затем, в виде исключения, их ставят на миграционный учет и выдают разрешение на временное проживание. Сегодня с таким разрешением в крае около четырех тысяч человек. Однако при подобном статусе пенсию не получить и на работу не устроиться без разрешения.

В этом году уже десять человек потеряли вид на жительство и «переведены» на временное проживание («персоной нон грата» с непременным выдворением пока никого не объявляли). К примеру, израильскому пареньку, заканчивающему один из ставропольских вузов, пришлось за забывчивость покинуть нашу страну по выездной визе, потом вернуться, стать на миграционный учет и представить новые документы в деканат. На это у него ушло три недели драгоценного предэкзаменационного времени. Причем срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание – целых полгода, а экзамены — вот они, на носу. Поэтому УФМС вошло в положение выпускника и убедило руководство учебного заведения в том, что такое разрешение израильтянину будет выдано.

Те, кто по собственной неосведомленности перешел в статус нелегалов, переживают это болезненно и даже пишут жалобы в Москву. Не из страха перед вышестоящими органами, а дабы снять напряжение, УФМС ставит таких граждан на миграционный учет (опять же в порядке исключения и всего на три месяца). А те собирают документы на выдачу разрешения, но уже на временное проживание.

«Кто не успел, тот опоздал...»
Газета «Ставропольская правда»
23 июня 2009 года