Сколько стыда человеку надобно?
Определить однозначно жанр этих мероприятий сложно. Это и профессиональная учеба, и творческие мастерские, и разговор о проблемах современной жизни: как они выглядят в кабинете психолога, куда их приносят пациенты, и за его пределами. Последнее интересно не только для специалистов. Тема «Святок–2009» определялась как «Времена и время». Члены СКПА, которой исполнилось 14 лет, пытались осмыслить этот временной отрезок в жизни профессионального сообщества и общества в целом.
На состоявшуюся недавно в краевом центре пятую традиционную конференцию СКПА была вынесена тема «Психоанализ на грани: свобода и стыд». Она оказалась настолько актуальной, что высказаться приехали психологи из Москвы, Ростова, была и зарубежная гостья – известный психолог из Осло, член Норвежской психологической ассоциации Мария Хулеберг. (Интересно, что близкие по духу вопросы затрагивались и на проходивших примерно в то же время девятых «Лихачевских чтениях» в северной столице.)
Почти все выступавшие на конференции в СКПА вычленяли из контекста темы выражение «на грани». Стыд (и его более высокое проявление – совесть) может быть регулятором поведения человека в обществе, дабы свобода его желаний и проявлений не мешала волеизъявлению других. Но может стать и тормозом в развитии личности, мешающим жизни и свободе. Тут немаловажная роль принадлежит тем, кто когда–то воспитывал ребенка: смогли ли они удержаться на той самой разумной грани.
В докладе Марии Хулеберг прозвучали три примера из ее практики. Две пожилые женщины и тридцатилетний мужчина, которых «очень рано застыдили в детстве» – более того, стыд использовался чуть ли не как главный инструмент в воспитании, – оказались заморожены этим чувством на всю жизнь. (В русском языке слово «стыд» этимологически, как известно, восходит к слову «стужа». Получается «застыдили–застудили».) Одна из пациенток так стыдилась себя, своей внешности, что старалась не выходить из дому в светлое время суток. Молодой человек по той же причине не мог ни учиться, ни работать долго на одном месте... Стыдящие глаза родителей оказались взглядом Медузы Горгоны, от которого каменело все живое. Сколько таких драм в повседневной жизни, об истинных причинах которых мы не догадываемся!
Об одной из них рассказали специалисты Михайловского психологического центра диагностики и консультирования министерства образования СК Юлия Стадницкая, Виталия Березуева и Алексей Корюкин, представившие коллегам клинический случай работы с молодой матерью, которой болезненный стыд за отставание ее ребенка в эмоциональном и психическом развитии мешал любить малыша.
Интересен был не только профессиональный психотерапевтический, но и социальный аспект рассматриваемой проблемы. Александр Усков, ученый секретарь Московского психоаналитического общества, говорил о последствиях гипертрофированного чувства стыда, который, по его мнению, исторически раз за разом испытывает российское общество от сравнения нашей жизни и политического устройства с реалиями западного мира. «Стыд от собственной отсталости параноидно преувеличивается.., реальные достижения культуры в припадке ярости разрушаются, и страна пытается прийти короткой дорогой к взрослению (попытка построения коммунизма, а затем – капитализма)». Результаты движения по этим «коротким дорогам» все мы ощущали и ощущаем на себе...
Социальные аспекты темы рассматривал в своей лекции «Стыд в истории человечества» ростовский психотерапевт Владимир Ромек. Говорил, в частности, о причинах возникновения нудизма. Многим появление обнаженных людей на улицах, существование нудистских пляжей кажутся как раз признаком бесстыдства. Но не вызваны ли эти социальные явления желанием избавиться подобным образом от болезненного чувства стыда? Ведь оно с раннего детства связано у нас с наготой, неприкрытостью. Вот только помогает ли?.. От себя добавлю: бесконечное и порой бесстыдное душевное обнажение на телеэкранах тех, кого принято называть «звездами шоу–бизнеса», не есть ли проявления того же порядка?
Затрагивались на конференции и вопросы: в какой степени чувство стыда заставляет человека заниматься благотворительностью; как с его помощью манипулируют массовым сознанием. Например, всеобщее помешательство на похудении – что это как не внушенный (и приносящий целым корпорациям огромные прибыли) стыд за свою «неидеальность»?..
Круглый стол «Этика, свобода, стыд», который вела Елена Корюкина, был посвящен профессиональной этике психолога. Как ему в своей работе удержаться на той самой грани; что вызывает стыд у него самого как у специалиста?.. Обсуждение это, как и выступления приглашенных мэтров, обмен опытом давно практикующих ставропольских психологов с начинающими, безусловно явился серьезной профессиональной учебой.
Бывая на подобных мероприятиях, я каждый раз отмечаю, что психологическое сообщество – одно из немногих, где специалисту не стыдно сказать коллегам: вот рабочая ситуация, случай из практики, которые у меня «не идут», помогите понять, в чем я ошибаюсь... И будет организован мозговой штурм, оказана поддержка. На профессиональном языке такое совместное обсуждение называется «супервизия». Состоялись они и на пятой конференции СКПА.
А в заключительном слове Марии Хулеберг прозвучало: «Лето. Везде свет, и мы решили открыть себя друг другу в этом ярком свете дня. Может быть, это приведет к свободе!».