«Потемкинские деревни» борьбы с коррупцией
Маленький кирпичик
По просьбе «СП» в начале беседы участники разговора дали оценку принятому недавно закону «О противодействии коррупции в СК».
В. Гончаров: Хорошо, что такой нормативный акт появился. Но сам по себе он не решит проблемы. Закон будет эффективен, если чиновники будут придерживаться всех предписанных законодательством регламентов.
А. Долин: Закон принят, на мой взгляд, достаточно слабый. Я не вижу, что из содержащихся в нем статей можно взять и применить. Но это не вина региональной власти. Краевое законодательство ограничено в выборе мер противодействия. За рамки того, что прописано в федеральном законодательстве, выйти было просто нереально. Но начало для создания системы борьбы с коррупцией положено. Изменения и поправки в связи с высказанными намерениями, безусловно, должны коснуться теперь и Уголовного кодекса, и законодательства о статусе госслужащего, декларировании его доходов, а возможно, и расходов, и т. д. Вслед за федеральными, безусловно, и краевые законодатели будут совершенствовать правовое поле.
Б. Оболенец: Вспомните, когда президент Чечни Р. Кадыров, повинуясь указу президента, опубликовал свою декларацию о доходах и имуществе, в медиа и рунете произошло легкое волнение, «прозрачность» чеченского лидера, согласно которой он владеет квартирой в Грозном площадью 36 кв. метров и вазовской «пятеркой», была воспринята не иначе как вызов главе государства. Вся проблема в том, что ответственности за степень открытости ни один чиновник в соответствии с действующим законодательством не несет, свои сведения о доходах «слуга народа» всегда имеет право «уточнить». И если бы это был единственный закон, который не выполняется. Один из способов борьбы с коррупцией — последовательное уменьшение сферы влияния чиновников. На краевом уровне напрашиваются законы о конфликте интересов, депутатском расследовании.
С. Рязанцев: Коррупция – явление системное и не новое. Как только появилась власть – так возникли и проявления коррупции. Даже в Средние века мы находим тому подтверждение. Одними законодательными мерами ее победить невозможно. Должно сойтись «в одной точке» множество факторов: независимые суд и СМИ, контролируемые гражданским обществом правоохранительные органы, незыблемый институт частной собственности и т.д. Надо преодолеть пагубную тенденцию, когда идут во власть для того, чтобы решить свои личные проблемы. Принятый краевой Думой «антикоррупционный» закон – пока всего лишь маленький кирпичик в региональной стене. Коррупция – это зло, которое по степени сложности его преодоления стоит на самой высокой ступеньке.
Долгий переход
До Средних веков уже довольно далеко, чтобы судить о взяткоемкости феодального общества. Если же обратиться к более близким временам, то напрашивается мысль: когда было коррупции больше, сегодня или еще до рынка, в «советскокоммунистические» времена? Отвечая на этот вопрос «СП», азартно спорили представители двух правящих партий, бывшей и нынешней, КПРФ и «Единой России». По мнению В.Гончарова, развитие рыночных отношений привело к тому, что чиновники стали активно переводить свои услуги, которые должны оказывать за заработную плату, на коммерческие условия. Нерегламентированные отношения были, конечно, и до перестройки, но таких масштабов не достигали. Уж очень велик для клерка, от которого зависит выдача той или иной разрешительной бумаги, соблазн воспользоваться тем, что рядом с ним живут и работают предприниматели, имеющие большой доход. В итоге и произошло срастание капитала и власти, что усилило коррупцию многократно.
С. Рязанцев не согласился. Причина разрастания «спрута» не в рыночных отношениях. На эпоху перелома, смены формаций всегда приходится всплеск беспредела. Как это было, скажем, в Гражданскую войну, когда Ленин вынужден был издавать специальный указ по борьбе со взяточниками (правда, тогда с ними боролись другими методами), и в более позднюю брежневскую эпоху были громкие «коррупционные» дела.
Не преминул на эту тему подбросить свою реплику «праводелец» Б. Оболенец: «Так значит, вы признаете, что переходный период длится вот уже 20 лет?». Его поддержал и представитель «левого крыла» А.Долин, отметивший, что период социальных потрясений действительно както подзатянулся. Это верно, подзатянулся... Но кому от этого хорошо? Кажется, этого про себя не могут сказать ни представители правящей «Единой России», ни те, кто числит себя в оппозиции.
О вреде культа
А. Долин: Во главу угла должна быть поставлена необратимость наказания. Ведь сегодня, допустим, если взяли министра с поличным на взятке, гарантиято невелика, что эта информация выплывет наружу. Властная система так настроена: и вертикального, и горизонтального уровня. Начинается зачастую громко: по телевизору показывают пачки меченых купюр, с которыми взят коррупционер, а на поверку до суда редкое дело доживает. И тут мы сами виноваты, потому что превратили чиновника в культовую фигуру. На любом мероприятии тащим его в президиум. А он должен сидеть в зале и слушать других. Ведь чиновник по сути своей паразит. Бабушка, торгующая мороженым и создающая добавленную стоимость в 10 копеек, полезнее, потому что так или иначе формирует ВВП. Необходимо написать такие правила, чтобы минимизировать вредное влияние бюрократии. Второй важный момент относится, скорее, к тонкой материи, которую у нас в последнее время стали называть ментальностью. А речь идет о том, что нет на самом деле в обществе единодушного осуждения взяточничества как явления. За один стол в кафе с убийцей или грабителем вряд ли кто сядет. А вот с представителем власти, у которого и у самого все есть, и родственники устроены до седьмого колена, за честь почтут... Главенствует негласное одобрение коррупционных действий. Общество не создает вокруг таких людей санационного коридора. И получается в итоге, что работает система взаимозаменяемости: на место одного взяточника может прийти другой. СМИ, кстати, могут многое сделать для создания в обществе атмосферы неприятия явления как такового. По сути чиновниквзяточник убийца экономических свобод. А иногда и в прямом смысле этого слова. Речь о случаях, когда прямым следствием его действия или бездействия становится гибель людей. Надо показывать эту причинноследственную связь. Законы вторичны. Без изменения общественного мнения ничего не получится.
А расходы
Поинтересовались журналисты и тем, почему до сих пор нет давно обещанного закона, контролирующего расходы власть предержащих, по которым можно будет судить о реальном их материальном благосостоянии.
Ответ получен предсказуемый. На уровне края, пояснили участники разговора, такой правовой акт принять невозможно, контроль за расходами – это прерогатива федеральной власти. Но пока этого не случится, причем в последовательной системной форме, по сути, борьба с коррупцией – это «потемкинские деревни».
С. Рязанцев подчеркнул, что на самом деле нужно сказать спасибо президенту, что заострил внимание на проблеме, которая серьезно снижает эффективность экономики страны. Наши «стартовые» условия, что и говорить, благоприятными не назовешь. Еще пять лет тому назад социологические опросы, напомнил С. Рязанцев, проводимые фондом Г. Сатарова «Индем», показали, что так или иначе в орбиту коррупции вовлечено в стране 80% населения, 20% ВВП вращается в этой «теневой» сфере. Что касается регионов, то степень «зараженности» балансирует на грани от 50 до 80%. Ставрополье находится между 45 и 50%.
В мировом масштабе мы также «плетемся в лидерах» по коррупциогенности общества, всего на 20 пунктов отставая от Нигерии, где с этим совсем худо. Но... без первого шага ни один путь не может быть пройден. Поэтому так важно разобраться, какие конкретные меры и на каком этапе следует предпринимать, чтобы решимость президента наполнить реальным содержанием.
Так что, возможно, когданибудь и созреем для закона о контроле за расходами. А пока, видимо, даже решимости президента мало.
Как Ванга
Б. Оболенец: Если в совет при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека вошла известная правозащитница, глава российского отделения «Транспэренси Интернэшнл» Елена Панфилова, то это значит, что дело все же должно сдвинуться с места. Я согласен с президентом, сказавшим в одном из интервью, что реальной борьбы с коррупцией не может быть без реальной политической конкуренции. Я, как Ванга, еще на старте избирательной кампании в Кисловодске мог назвать победителя гонки. И не ошибся. Должны быть понятная процедура и неизвестный результат. А у нас наоборот. К бывшему губернатору А.Черногорову я лично относился критически и немало усилий приложил к тому, чтобы в край пришел новый губернатор. А теперь с сожалением констатирую, что политических свобод в итоге стало меньше. Я говорил об этом в интервью СМИ, но никто не решился опубликовать мое мнение. Считаю этот факт подтверждением того, что свобод действительно стало меньше. И если мы боимся дать мнение одного отдельно взятого депутата, то как мы будем бороться с таким всеобъемлющим злом, как коррупция. В обществе поселилось недоверие к власти, по этой причине общество начинает неметь. Тревожный симптом. Хотя я лично верю, что справиться с проблемой можно, если действовать последовательно.
Не согласился с мнением лидера «ПД» Рязанцев. Он попросил назвать хотя бы одно проявление коррупции на выборах в Кисловодске и привел в качестве контраргумента кампанию 2007 года, когда не давали работать агитаторам «ЕР». И призвал быть в большей степени демократами, чтобы признавать не только чужие, но и свои ошибки.
Таков был накал партийных страстей на встрече.
Через сито
А приходилось ли сталкиваться с примерами коррупции в стенах ГДСК? захотели также узнать журналисты.
Общая оценка «разнопартийных» депутатов это нереально. Потому что Дума – коллегиальный орган. Кроме того, даже принятый парламентом правовой акт не может стать законом, пока его не подпишет губернатор. И даже больше — глава края может наложить вето, если считает, что депутаты ошиблись. Почвы для коррупции в законодательном органе просто нет. Если, скажем, декларации министров никто не проверяет, то депутаты, пройдя через избирательное сито, «просвечены насквозь» на предмет имущества и доходов. И еще: думцы не распределяют бюджетные деньги, а только утверждают предложения исполнительной власти.
В заключение «СП» попросила оценить, как работает приемная лидера «ЕР» премьерминистра В. Путина, которая в свое время открылась в краевом центре с целью пресечения фактов коррупции в чиновничьей среде.
Людей обращается много, заметил С. Рязанцев. С учетом приемных партии в районах – до 300 человек в день. Это свидетельство того, что люди идут к нам с надеждой. О стопроцентном попадании, конечно, говорить не приходится. Бывают разные обстоятельства. Но 3040% обратившихся уходят с конкретным результатом. Это эффективная форма работы. Обратная связь позволяет выявлять общие тревожные тенденции в различных сферах жизни и конкретных учреждениях.