Владимир Шаповалов: в июне ожидается очередной секвестр бюджета Ставропольского края
По его словам, сегодня в финансово–экономическом отношении Ставрополье находится не в лучшей ситуации. Хотя в сравнении с другими регионами обстановка относительно стабильная. Главная отрасль края – АПК – еще не ощутила на себе влияния кризиса. «Это случится, когда мы получим готовую продукцию и будем думать, как ее реализовать», – отметил В. Шаповалов. А вот в промышленном производстве потери значительные, и краевая казна недосчиталась поступлений, на которые рассчитывала: только по налогу на прибыль зафиксировано отставание в 1,4 млрд рублей. Зато есть рост по сборам налога на доходы физических лиц – плюс 2,6 млрд. Из–за перехода на новый алгоритм уплаты налога на прибыль юридических лиц (напомним, предприятия теперь отчисляют его постфактум, а не авансом, как было ранее), край потерял около трех миллиардов рублей, вернуть которые не представляется возможным. В итоге уже в июне правительству придется вновь пустить в ход секвестр бюджета. По словам В. Шаповалова, необходимо признать уменьшение объема доходов на 7,5 млрд. рублей и сократить расходную часть на 3,5 млрд. Оставшийся дефицит бюджета край попытается закрыть с помощью займа у Минфина РФ.
В связи с этим корреспондента «СП» интересовал вопрос: каких расходов в первую очередь коснется грядущее секвестрирование? В. Шаповалов сообщил, что «урезание» ждет, во–первых, капвложения на нужды региона и муниципалитетов, что даст возможность сэкономить 607 млн. рублей. Во–вторых, субсидии, которые были запланированы для выделения муниципалитетам на осуществление их полномочий, в частности, это капитальный и текущий ремонт объектов социальной сферы. Это поможет краевой казне сэкономить еще 1,7 млрд. рублей. В–третьих, вполовину будут снижены затраты на содержание госучреждений. При этом глава минфина СК подчеркнул, что речь идет не о сокращении штата сотрудников, а об уменьшении расходов на ремонт, приобретение транспорта и другого имущества.
В то же время секвестр не коснется запланированных к реализации программ по ЖКХ, капвложениям, строительству и реконструкции дорог, которые осуществляются на условиях софинансирования с РФ. В силе остаются все виды и формы поддержки бизнеса и социальные выплаты в пределах компетенции субъекта. Более того, в рамках борьбы с последствиями финансово–экономического кризиса есть ряд послаблений для предпринимателей и бизнесменов. К примеру, увеличена сумма средств, предназначенных на субсидирование процентных ставок по кредитам для товаропроизводителей, и с 15 до пяти процентов уменьшена ставка налога по «упрощенке».
Рассматриваются варианты передачи муниципалитетам права на увеличенный объем поступлений их доли налогов. Подобный эксперимент с транспортным сбором, введенный в крае в прошлом году, по словам В. Шаповалова, себя оправдал: поступления по нему выросли почти на треть. Возможно, аналогичная схема могла бы сработать и с налогом на доходы физлиц. Однако не все муниципалитеты спешат ее реализовывать. Дело в том, что право собирать налоги самостоятельно закрепляется минимум на три года, и на это время территория лишается соответствующей дотации. Понятно, что в нестабильные времена есть риск собрать меньше, чем хотелось бы.
Конечно, не обошлось и без вопросов о перспективах выхода из кризиса. Проблема в том, отметил В. Шаповалов, что не существует методик оценки этого явления, его параметров и характеристик. Другое дело – реальные ощущения отсутствия экономического роста в стране и регионе. «На мой взгляд, снижение будет продолжаться до конца года, – сказал он, – в лучшем случае мы выйдем на уровень прошлого года по соотношению доходов и расходов». Однако не стоит забывать, что и прошлогодний план краем выполнен не был, и секвестрирование бюджета тогда достигло 4,3 миллиада рублей, – добавил первый зампред ПСК.
28 мая 2009 года