00:00, 6 мая 2009 года

Как сдать ЕГЭ по русскому языку, когда он стал чужим

ЕГЭ по русскому языку, например, поменял мое представление о том, что же должен знать выпускник к моменту итоговой аттестации. Оказывается, при наличии даже 15 орфографических ошибок все еще можно получить количество баллов, соответствующее оценке «хорошо»! А умение идентифицировать «градацию», «литоту», «инверсию» и «парцелляцию» является жизненно необходимым навыком! Где и с какой целью выпускник школы сможет их применить? Даже в толковых словарях эти термины даются с пометкой «специальные». Вот и пусть такие специальные знания получают люди, поступившие на филологические факультеты!

И вот это все мы должны сдать, написать... А как? Как наше поколение, выросшее на рекламных роликах, «литературных» речах наших теле- и радиоведущих, политиков и шоуменов, может сдать ЕГЭ с достойным количеством баллов? Это языковое окружение сформировало в большой мере нашу культуру, наши эстетические вкусы и многие представления о жизни. Нам не режут слух перлы изящной словесности, вроде «Зацени наши цены», «Кока–кола – два литра прикола», «шопоголики» и т. д. Мы с этим выросли и живем. Нас часто упрекают в незнании отечественной классики, нежелании ее читать. Но задумывался ли кто–нибудь, а в силах ли мы понять этот ставший чужим родной язык? В этой ситуации в проигрыше оказываются не только школьники, но и их преподаватели, напоминающие донкихотов, сражающихся с ветряными мельницами, и общество в целом, поскольку новые поколения унаследуют уже от нас безобразное, безответственное отношение к национальному достоянию...

Так что же делать нам?! Скупать десятками пособия по подготовке к экзаменам, грешащие откровенными ошибками? Носиться по репетиторам? Судорожно писать пробные экзамены (прокручивая в голове возможность выпускного вечера со справкой вместо аттестата – балла не хватило)?

Безусловно, в системе ЕГЭ есть свои плюсы, и в чем–то она превосходит традиционные экзамены, с моей точки зрения... Но сейчас не время философствовать и рассуждать, сейчас мы стоим перед реальной жизненной ситуацией, исход которой повлияет на нашу дальнейшую судьбу.

Виктория ПОПОВА. Одиннадцатиклассница.

Ставрополь.

Виктория ПОПОВА
«Чужой родной»
Газета «Ставропольская правда»
6 мая 2009 года