Забыть про ЕГЭ
Понимая это, в Михайловском психологическом центре диагностики и консультирования при отделе образования Шпаковского района решили, что при центре обязательно должны работать подростковые клубы. Их организацию поручили молодому специалисту Ольге Кузнецовой. С одной стороны, она уже школьным психологом успела поработать, с другой — еще хорошо помнит свои юношеские и подростковые проблемы, ей легче ребят понять. Ольга решила создать два объединения – «Подросток» и «Психолог». Первый клуб — просто для общения, второй — для тех, кто собирается поступать на факультеты психологии вузов и хочет узнать азы профессии. Объявления о наборе поместили в местной газете, развесили в школах города. Ольга волновалась: заинтересуются ли подростки, придут ли в центр. Обе группы набрать удалось. Как потом выяснилось, и интересующихся психологией, и желающих участвовать в группе общения привлекла, главным образом, обещанная возможность разговора о вопросах любви и пола, в том числе и с участием взрослого человека, психолога. В клубе «Подросток», например, эти темы обсуждались первые два месяца на каждой встрече. И мальчиков, и девочек волновало, как понять, в чем они внутренне отличаются друг от друга, в чем похожи. А самым волнующим оказался вопрос, как друг другу понравиться.
Общество, считает О. Кузнецова, очень мало занимается подростками. Может быть, декларируемое постоянно мнение, что «поколение.ру» не интересуется ничем, кроме сидения в Интернете, просто выгодно взрослым? Ее детство еще пришлось на то время, когда в школе была, как она говорит, «тысяча кружков», а среди учителей находились такие, с которыми можно было поговорить о жизни. Не то сейчас. Кружки и секции не для всех, поскольку в основном платные. Учителей, кажется, мало что занимает, кроме результатов Единого госэкзамена, который они воспринимают как наказание божие. Родители зарабатывают на хлеб насущный... Не потому ли пятнадцатилетние сидят в чатах? У многих совсем нет опыта социальной жизни, который в этом возрасте уже должен быть накоплен. А у иных он таков, что всю жизнь придется расплачиваться.
Клубы при центре, особенно «Подросток», помогают ребятам получить навыки социализации. Здесь можно задавать вопросы — себе, ровесникам, руководителю. Какой я? Чего хочу? Почему чувствую неуверенность в себе? Почему у меня нет друзей? Готов ли я к интимной близости или лучше отложить ее «на потом»? И представьте себе, подростки, которых мы часто считаем бесчувственными, жесткими, закрытыми, дважды в неделю приходят в психологический центр, чтобы говорить об этом по два часа кряду. Притом есть среди них и ребята, которых принято называть «трудными».
Я спросила у Ольги, что она делает, чтобы группа не превращалась в «Дом–2». Участвующие в этой нашумевшей телепрограмме молодые люди, как показывает их дальнейшая жизнь, часто выносят с проекта опыт разочарования и озлобленности. А ведь, по сути, это та же самая группа общения, живущая по определенным психологическим законам.
Кузнецова на мой вопрос ответила, что атмосферу «Подростка» защищают, есть принятые совместно правила. Нельзя переходить на личности в конфликтной ситуации. Нельзя выносить за стены клуба конфиденциальную информацию. И другие «нельзя» и «можно», которые помогают ребятам учиться уважению к чувствам других и к своим собственным, а значит, становиться более зрелыми людьми.
Конечно, психологу бывает нелегко. Например, есть очень важная для подростков тема — взаимоотношения с родителями. Точнее, конфликты с ними, которые в этом возрасте неизбежны. Это такой период: авторитет родителей в глазах взрослеющих детей падает, они рвутся из семьи. Особенно если родители продолжают относиться к ним как к несмышленышам, навязывая свои представления, с кем дружить, в какой вуз поступать и т. д.
С одной стороны, не говорить с ребятами об этом на занятиях в клубе невозможно — их это очень волнует. С другой — нельзя и согласиться с их порой очень жесткой позицией по отношению к старшим, несправедливо это. Ольга пытается объяснить ребятам, что и у взрослых есть чувства, что для родителей подростковый возраст детей — тоже испытание. Судя по тому, что мамы и папы довольны тем, что дети посещают клуб, найти эту золотую середину психологу удается. А тему одного разговора в группе, о наказаниях в семье, Ольга вынесла на «Родительскую академию» (это также одна из форм работы Михайловского центра диагностики и консультирования). Не нарушая, разумеется, конфиденциальности, она рассказала, что переживают дети, когда их наказывают. Многие родители были поражены — не подозревали, какими униженными и бесправными ощущают себя в таких ситуациях подростки.
В день, когда я побывала в Михайловске, в клубе проводилась ролевая игра. Игры, тренинги, просмотр и обсуждение значимого кино — это тоже часть работы.
Перед началом заседания я попросила ребят ответить, изменил ли их клуб. Мальчишки сказали, что чувствуют себя более уверенными, девочки — что стали более открытыми. Кто–то заметил, что клуб отвлекает от мыслей о ЕГЭ. Мысли у них сейчас — о выезде вместе с Ольгой на природу в майские праздники...