Заговор понимания

Современное человечество живет преимущественно под властью логики и «голого» факта. Рационализм превращается в вынужденную клетку, выбраться из которой становится все труднее. Под покровом цивилизации удается лишить человеческое воображение его исконных прав.

Однако в глубинах нашего сознания таятся невидимые «странные силы», способные приумножить силы видимые. И рано или поздно обязательно найдутся творческие личности, которые захотят эти силы обнаружить и вывести на свет Божий. Не в том ли причина популярности жанра фантастики, что между писателями-фантастами и читателями-фантастами существует некий удивительный магнит — заговор понимания?!

И так, напомним читателям «ЛГ», что этот выпуск традиционно посвящается фантастической тематике, а авторами литературной страницы становятся участники ставропольского краевого юношеского конкурса фантастики. Поделиться своими впечатлениями о его работе, предложить собственный взгляд на современную фантастику, а также рассказать о своих творческих планах мы попросили известных ставропольских писателей, книги которых выходят в столичных и других российских издательствах.

Игорь Пидоренко, член Союза писателей России, ответственный секретарь альманаха «Литературное Ставрополье».

– Впечатления о конкурсе? Самые добрые и светлые. Пятнадцать лет его существования — это испытание, которое выдержали все: и учредители, и краевая юношеская библиотека, и спонсоры, и главные действующие лица — юные фантасты. Мне, кстати, недавно рассказали об одном мальчике, который подписал свой рассказ словами: «писатель-фантаст!» Но, может быть, так и надо? Правда, на визитной карточке А. С. Пушкина значилось нечто более скромное: не писатель, не поэт, а — литератор. Но суть в другом: конкурс, как чувствительная фотопленка, проявляет устремление ребят к творчеству. Придет момент, и они поблагодарят за это судьбу и свою любимую библиотеку, добрых наставников и… весь наш Ставропольский край!

Что касается взгляда на современную фантастику… О да, она изменилась. Еще два-три десятилетия назад все определялось идеологией. У нас — коммунистической, у американцев — буржуазной. Сейчас ни той, ни другой нет, исходя из этого писатели и пишут: можно сказать — опустились на грешную землю. Ну всяческие космические фантазии воплотились в небольшом, зато реальном проекте: международной космической станции. Ничего более дерзкого мы пока не достигли. Так давайте же разберемся сами с собою на земле. Этим и занялась современная фантастика, расширившая рамки современной литературы… Размышляя об этом, я пишу свой новый роман «40 дней». Не побоюсь высокопарных слов — как никогда прежде, занимаюсь настоящим творчеством, потому, наверное, и не знаю — получится или нет. Но понимаю, что эта еще не написанная книга — дело моей жизни… Что такое 40 дней? Это состояние души, разлученной с телом. В соответствии с нравственной жизни человека на Земле в 40-й день решается участь почившего: или для блаженства, или для мучения. В моем сюжете происходит авиакатастрофа, погибают все, кроме одного. Ему-то и даны эти сорок дней, чтобы он завершил дела тех, кто погиб. Могу признаться, что обратился к ставропольским реалиям, которые легко будет распознать, увидев, что город под названием Крестополь и Ставрополь — одно и то же место на Земле.

Василий Звягинцев, член Союза писателей России.

– Когда-то мы, еще молодые писатели, приходили на первые фестивали, проводимые по итогам юношеского конкурса фантастики. Так повторялось каждый год пятнадцать стремительных лет. Время — самый смелый фантастический автор, и уже не мы, а оно нас вопрошает: где те юные фантасты, которые 15 лет назад были еще детьми? Может быть, кто-то из них стал писателем, художником, журналистом, филологом? Так и хочется бросить клич: ребята, отзовитесь! Нам интересно проследить ваши судьбы!

Если же перейти к теме фантастики как таковой, можно сказать следующее. В 50-60-е годы прошлого века перед отечественной фантастикой задача ставилась на государственном уровне — популяризация коммунистических идей. Была и просвещенческая задача, и одновременно творческая. Теперь мы живем в другом мире. Писатели от пропаганды идей перешли к психологической фантастике. Она может быть утопична или, напротив, антиутопична, исторична, патриотична — жанровых вариантов становится все больше и каждый так или иначе снимает маски с «измов». А вообще-то и ныне серьезных авторов-фантастов волнуют те же вопросы, что и всегда волновали большую литературу: кто мы такие, куда идем?

Иногда кто-то из литературных критиков заявляет о возникновении «новой волны», которая сочетает в себе острое внимание к технике письма и удивительное безразличие к важнейшим сторонам современной реальной жизни. В своем роде — бесчеловечное торжество предмета. Вместе с тем мир безжалостно меняется: открытия сбивают людей с толку, будущее стремится овладеть настоящим, заставляя человека ступить на путь новой эволюции, требования которой предсказать невозможно. После ста тысяч лет существования человек подошел к критическому моменту и вопросы «Кто я? Куда иду?» требуют какой-то иной способности понимания… Вот, пожалуй, тот фон, на котором пишется мой новый роман «Скоро полночь».

* * *

Фантазии меняют мир-2009

Победители

Литературные произведения

1. Мария Леонова, 13 лет, с. Александровское – «Счастландия».

2. Екатерина Михайлюк, 13 лет, с. Донское Труновского района – «Доброта меняет мир».

3. Полина Храмогина, ст. Зольская Кировского района – «33 желания».

Номинация «К 125-летию со дня рождения А. Беляева»

1. Вячеслав Тимофеев, студент 1 курса СевКавГТУ – «Отрывок из дневника».

2. Мариам Аванесян, 14 лет, МОУ ДОД ЦДО – «Ихтиандр».

3. Настя Малолеткина, 12 лет, Лермонтов – «Человек-Амфибия».

Декоративно-прикладное творчество

1. Александра Калинина, 13 лет, Ставрополь – «Таинственная Галактика».

Живописные произведения

1. Елена Панасенко, 14 лет, Ставрополь, МОУ ДОД ДХШ – «В гости к нам идут планеты».

2. Яна Лебедева, 13 лет, Кисловодск, лицей № 8 – «Инопланетные друзья».