Как улучшить экологию в Невинномысске решали депутаты
Поиском сотрудничества и занялись депутаты ГДСК и Думы Невинномысска, представители профильных министерств и ведомств. Вел выездные слушания председатель комитета С. Сушков.
О «болячках» Невинки говорено немало. Ситуации в промышленном городе не раз уже, и небезосновательно, давали такое определение – зона экологического бедствия. Только в прошлом году в воздух здесь попало 45500 тонн загрязняющих веществ. В среднем же на каждого жителя Невинномысска приходится 104 килограмма выбросов в год – в четыре раза больше, чем по краю. Нередки залповые сбросы сточных вод промышленных предприятий, нет очистных сооружений у ливневой канализации, несущей грязь и вредные вещества в реки Кубань и Большой Зеленчук. Город к тому же опоясан кольцом стихийных свалок. В итоге по основным видам заболеваний Невинномысск превышает среднекраевой уровень в полтора–два раза!
Констатацией фактов проблему не решишь. Что делать? Например, председатель Думы Невинномысска Н. Богданова уверена: нужно наладить информационный мониторинг состояния окружающей среды и с результатами оперативно знакомить не только органы власти, но и каждого горожанина. Необходимо придать особый статус городам, где экологическая обстановка близка к критической, ужесточить штрафные санкции по отношению к производствам, допускающим залповые выбросы, больше средств от платежей за загрязнение окружающей среды предприятиями оставлять на местах (сейчас та же Невинка получает всего 40 процентов от собранных сумм).
Первый заместитель главы Невинномысска С. Батынюк считает, что в рамках принятой недавно муниципальной экологической программы нужно сконцентрировать усилия на модернизации очистных сооружений на крупнейших предприятиях города и строительстве нового путепровода взамен аварийного. Насущные задачи – ввод в строй сооружений по очистке воды от нефтепродуктов, строительство мусоросортировочного завода, ввод второй очереди полигона твердых бытовых отходов и т.д. Одна закавыка: общая смета программы – более миллиарда рублей. Город сумму такую не потянет, нужна помощь края и федеральных властей. Впрочем, несложно предсказать, что миллиард в условиях кризиса привлечь в Невинку вряд ли удастся. Тем не менее руки никто опускать не собирается, и пусть медленнее, чем хотелось бы, но исполняться экологическая программа будет.
Кстати, участники слушаний побывали на ряде промпредприятий, где реализуются свои, локальные программы. Например, на «Невинномысском Азоте» к 2015 году намерены снизить выбросы минимум на 20 процентов. В прошлом году выполнено 40 мероприятий, направленных на охрану водного бассейна, атмосферного воздуха, почвы. А в этом году будут завершены работы по оценке риска для здоровья невинномысцев от деятельности «Азота».
По итогам выездных слушаний Госдуме края рекомендовано разработать и принять законы, наделяющие органы местного самоуправления отдельными госполномочиями в области охраны природы. Решено также выйти в Госдуму России с предложением принять федеральные законы, более справедливо распределяющие выплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Администрации и Думе Невинномысска рекомендовано создать центр, координирующий работу всех служб (муниципальных, краевых, федеральных) по охране природы. Сейчас взаимодействие между ними крайне слабое. А вот промышленные предприятия призвали (пока что по–хорошему) оперативно, буквально в режиме реального времени раскрывать информацию по плановым и внеплановым выбросам вредных веществ. Сегодня зачастую делиться такими данными производственники не спешат.
16 апреля 2009 года