00:00, 15 апреля 2009 года

Сельская школа. Какой ей быть?

Из всего этого можно сделать вывод, что спасение сельской школы – это ее собственная проблема. Но, если исчезнет школа, станет неперспективным, а потом и вовсе вымрет село, и на карте появится территория без людей. Охотники на нее со временем найдутся, только вот крестьянские корни, считай, уже будут надолго выкорчеваны. В общем, чтоб не пропадать по–одиночке, в селе Сухая Буйвола был создан совет директоров. В него вошли руководители школы, Дома культуры, библиотеки, участковой больницы, детсада, социальной службы, местного лесничества и даже председатель совета старшеклассников. А возглавляет эту сельскую коалицию глава муниципального образования Александр Теньков. Сам из сельских, кстати, самый молодой в крае глава.

Созданная в Сухой Буйволе модель близка к понятию социо–культурный комплекс, но положения о нем в природе не существует, и тогда совместными усилиями был найден способ юридического оформления выстроенных отношений – договоры простого товарищества.

Село Сухая Буйвола – одно из самых благоустроенных в крае (два года подряд побеждает в конкурсе) и России – третье место в прошлом году. Но не только о чистоте улиц и красоте подворий печется местная власть, а вместе с ней и вся общественность. Здесь не стесняются обнажать собственные беды. Взять хотя бы тот же общественный совет руководителей. Какой мы привыкли видеть его работу? Ну собираются серьезные люди, вызывают на ковер провинившегося и воспитывают его «на полную катушку», потом еще штраф какой–нибудь наложат или порицание. В Сухой Буйволе не так – здесь каждый день члены совета могут нагрянуть в любой дом, где зреет завтрашняя беда. Директор местной школы Николай Пальцев говорит:

– Вот уже пятый год количество неблагополучных семей стабильно снижается, к тому же у нас в селе почти не бывает случаев лишения родительских прав, стараемся перевоспитывать непутевых родителей всеми средствами и методами. А они, эти методы, не обязательно карательные, ведь патронаж семьи устанавливается прежде всего в интересах ребенка. Контроль – это не основная цель, главное, чтобы семья ощутила пользу от наших визитов.

Как пример Н. Пальцев привел историю приезжей семьи. Поначалу казалось, что исправить ситуацию в ней невозможно: девять детей, уже и внуки начали рождаться, а нет не то что нормального жилья, но даже и российского гражданства. Сейчас все по–другому: совет директоров помог оформить все документы, семья начала получать детские пособия, смогла перебраться в приличное жилье, мать и старшие дети трудоустроены. На все это ушло полтора года кропотливой, деликатной и настойчивой работы...

О чистоте и порядке в Сухой Буйволе уже говорилось, но интересно, что достигаются они не без помощи тех же самых «трудных» семей. Дело в том, что на общественных работах глава села при поддержке районного центра занятости круглый год занимает 15 человек – они и метут, и белят, и за цветниками ухаживают, и маленькой, но стабильной зарплатой остаются довольны. Вот так труд облагораживает и сломленного проблемами человека, и село в целом.

Тему продолжил глава села Благодатного Вячеслав Сыроватко:

– Далеко не все соглашаются за четыре тысячи рублей в месяц мести улицу, предпочитая сидеть дома и ждать собутыльников в гости. Если семья деградировала, то детей нужно из нее изымать, чтобы не плодить пьяниц и блудниц – ведь модель семейных взаимоотношений закладывается у ребенка с детства.

Многим участникам форума было интересно, как в Благодатном сумели организовать работу филиала реабилитационного центра, где качают мышцы дети, их родители и даже дедушки с бабушками. Ответ простой – нужно решать проблему занятости всем миром. По словам Вячеслава Ивановича, 80 процентов школьной молодежи заняты в секциях и кружках, и среди правонарушителей их нет, а воду мутят как раз остальные «проценты». Особенно во время каникул.

При упоминании о летнем детском безделье у микрофона выстроилась очередь из директоров школ. Разве не издевательством можно назвать такой факт: в летние лагеря можно принимать только детей, чьи родители имеют работу. Помилуйте, а дети остальных? Они ведь и так в группе риска, порой вся их жизнь – это протест против чужого благополучия. Для них важны не только питание в лагере, но прежде всего общение, позитивная среда. Директор школы села Константиновского Нина Зиборова убеждена: для таких детей в первую очередь и нужен организованный отдых! А то ведь что получается: сокращаем количество лагерей, детских садов, упраздняем малокомплектные школы, чтобы открывать все новые и новые детские дома!

На фестивале сельских школ в Сухой Буйволе много говорили о возвращении духовности. Красноречивые воспоминания протоиерея Иоанна, благочинного православных церквей Светлоградского округа, о собственном детстве продолжились очередным диспутом: что важнее – духовное или материальное, школа или семья. Рос отец Иоанн в Калмыкии, было их в семье восемь детей, мать верующая, а отец – атеист. Но дети все пошли в матушку – четверо стали священниками. По мнению благочинного, совместный труд в семье ей только на пользу. И то верно – сколько вокруг обеспеченных, но подверженных пороку молодых людей! Да, кстати, батюшка–то светлоградский отличается редким в наши дни чадолюбием: у него шестеро ребятишек, и ни одному безделье не знакомо!

…Авторам самых конструктивных докладов–дискуссий начальник райотдела образования Василий Черниговский вручил сертификаты. Среди них и социальному педагогу из села Гофицкого Ольге Коленкиной, автору педагогической программы, посвященной работе с детьми, у которых пьющие родители. Кстати, в Петровском районе уже есть сельские главы, имеющие звание «Почетный работник общего образования РФ». Это как раз те, кто не бежит от нужд школы, а спешит ей навстречу. И состоявшийся в Сухой Буйволе фестиваль, кажется, добавил в список кандидатов на награды новые имена…