Новотроицкое надо спасать
Проблема возникла давно: еще в конце прошлого века ученые и практики начали бить тревогу – воды Егорлыка ежегодно приносят в Новотроицкое более полумиллиона кубометров ила. В результате в хвостовой части водохранилища начал формироваться бар наносов высотой от двух до десяти метров, который перемещается в сторону Ставропольской ГРЭС со скоростью до пятидесяти метров в год.
Опасность это таит немалую: обмеление егорлыкской ветви искусственного озера (конус наносов уже достиг реки Русской) создает преграду для поступления циркуляционных вод, охлаждающих энергоблоки. В случае уменьшения объема воды до 35 миллионов кубометров Новотроицкое станет не пригодным для использования в качестве водоема–охладителя для Ставропольской ГРЭС, что ставит под вопрос дальнейшую эксплуатацию станции.
Не зря говорят, беда не приходит одна: уменьшение объема искусственного озера привело к значительному повышению температуры воды и, как следствие, к бурному росту различных видов водной растительности. Зарастает и головной участок Правоегорлыкского канала. Пропускная способность этой артерии, снабжающей водой Изобильненский и некоторые другие районы края, снизилась почти наполовину.
Негативное влияние на экологическое состояние Новотроицкого оказывают базы отдыха, которых более трех десятков. И выработать с их хозяевами единую стратегию строительства общей канализационной системы и утилизации твердых бытовых отходов весьма проблематично.
Свою ложку дегтя льют в водохранилище и владельцы особняков, правдами или неправдами построенных на берегу, в непосредственной близости от водозабора. О несанкционированном возведении такого особняка на землях, принадлежащих Изобильненскому лесхозу, «Ставропольская правда» писала трижды. Противодействовать этому строительству пытались специалисты краевого минприроды. Но районная Фемида оказалась глуха к разумным доводам и встала на сторону захватчиков…
Теперь, наверное, самое время задаться вопросом: можно ли спасти Новотроицкое водохранилище? Специалисты утверждают: да, можно. Но пути технического решения видят по–разному. Одни говорят, мол, достаточно поставить второй земснаряд, и главная проблема – заиление искусственного озера – будет снята.
Чтобы было понятнее, поясним, что с 1999 года силами Ставропольской ГРЭС осуществляется гидромеханическая очистка дна. Земснаряд ежегодно выбирал около полумиллиона кубов ила, перекачивая его в специальное хранилище, построенное в балке Безымянной. Но вот резко скакнули вверх цены на электроэнергию – и темпы очистки снизились почти вдвое. Так, в 2007–м было выбрано 353 тысячи кубометров иловых отложений, а в 2008–м – только 272 тысячи, что вдвое меньше темпов заиления. Причина проста: из–за нехватки лимитов на электроэнергию гидромеханическая очистка велась лишь 15–18 дней в месяц.
Что, а на второй земснаряд электроэнергии будет в достатке? И второй вопрос: безразмерна ли балка Безымянная? Проектная вместимость хранилища немногим более пяти миллионов кубометров. В настоящее время оно почти заполнено. Так что прежде чем приобретать второй земснаряд, следует подумать о строительстве нового илоотстойника.
Есть и другие пути защиты водохранилища от наносов. В настоящее время силами филиала ОАО «Русь Гидро» строится Егорлыкская ГЭС–2. Эксплуатация гидростанции позволит снизить скорость течения реки и ослабит размыв русла и поймы. Но это, по мнению ученых, может стать лишь подспорьем. Для кардинального предотвращения заиления необходимо непосредственно перед искусственным озером строить подпорную плотину, делать большой илоотстойник. Технически это возможно. Но обойдется в сотни миллионов рублей. Сумма астрономическая, ее бюджету края не потянуть. Нужны средства из федеральной казны.
Теперь, видимо, самое время сказать о хозяевах Новотроицкого. В настоящее время этот водоем находится в ведении Минсельхоза РФ и на балансе ФГУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз». И это отнюдь не бескорыстное «ведение». По словам заместителя главного инженера Ставропольской ГРЭС Павла Филаретова, только за 2008 год станция уплатила в федеральную казну так называемый «водный» налог в сумме 630 миллионов рублей. И ни копейки из этих средств не вернулось на Ставрополье для восстановления экологического равновесия водохранилища. Может, не просили?
Еще как просили. В октябре минувшего года на имя министра сельского хозяйства РФ А. Гордеева губернатор края В. Гаевский направил письмо с просьбой выделить в 2009–м на реконструкцию гидротехнических сооружений и очистку Новотроицкого водохранилища 300 миллионов рублей (меньше половины от уплаченного станцией налога). Средства так и не поступили. Гордеева на прежнем месте уже нет. Теперь придется убеждать нового министра. Раскошелится ли?
Гадать не будем – Москва далеко. Об одном можно сказать точно: в правительстве края с участием всех заинтересованных сторон в ближайшее время будет рассматриваться вопрос об оздоровлении Новотроицкого водохранилища. В наиболее выигрышном положении на этом заседании, наверное, будут чувствовать себя представители Ставропольской ГРЭС: налоги станция платит исправно, земснаряд худо–бедно работает, малька черного и белого амура, который поедает водоросли, в озеро запускает. Вот только, к сожалению, эту рыбу, не дав вырасти, почти безнаказанно вылавливают браконьеры.
Есть у энергетиков и главный козырь: строительство нового турбинного блока с замкнутым циклом охлаждения и перспективный перевод уже действующих агрегатов на эту же схему. Тогда их никто не упрекнет в повышении температурного режима.
А вот как быть со строительством подпорной дамбы? На этот вопрос (в первую очередь – финансовый) еще предстоит ответить. Повторюсь, Новотроицкое является единственным источником хозяйственно–питьевого водоснабжения для семи районов края. А это ни много ни мало – триста тысяч человек…