00:00, 15 апреля 2009 года

Джамаладин ГАСАНОВ об антикризисных законопроектах экономического блока

- На мой взгляд, правительством России правильно выбран курс на мягкую девальвацию рубля и постепенное придание российской валюте более прочных позиций в международных и внутренних расчетах, – отмечает Д. Гасанов. – О первых итогах избранной политики свидетельствует хотя бы то, что курс рубля начинает стабилизироваться и все больше появляется факторов, показывающих необходимость более активной роли отечественного производителя при выходе из кризиса. Естественно, в таких условиях в нашем думском комитете по собственности была поставлена задача укрепить эти тенденции и в рамках совершенствования института собственности сделать ревизию, прежде всего фундаментальных (или как сейчас говорят, – институциональных) основ экономики. А дальше уже идти намеченным курсом на закрепление всей ее инфраструктуры, обеспечивающей устойчивость экономики, конкурентоспособность российской продукции и возможность действительного развития, а не мнимого накачивания деньгами неэффективного собственника.

– Как член комитета по собственности, что вы думаете о ситуации в банковской системе, которую многие винят в нарочитом удорожании рубля и разгоне инфляции?

– Неотрегулированность банковской системы уже давно демонстрирует чисто российский парадокс. Во всех странах банковский процент (ставки рефинансирования нацбанков) упали до самых мизерных значений. В США, например, до 0,5%, в Европе до полутора процентов, в Японии вообще до нуля. А в нашем ЦБ ставка сегодня официально составляет 13%, а по некоторым операциям доходит и до 18, и до 20%. На мой взгляд, эта чисто монетарная мера не оставляет шансов для обуздания инфляции уже только потому, что под эту планку автоматически равняются все тарифы естественных монополий, которые просто «физически» не могут быть ниже ставки рефинансирования, чтобы не быть убыточными. А при таком общем «разгоне» денежного номинала не может нормально развиваться не только бизнес, но и вообще невыгодно брать заемные средства на инновационные проекты, внедрение передовых разработок в промышленности, сельском хозяйстве, наукоемких отраслях. Невыгодно становится поднимать депрессивные территории в силу той же не–окупаемости проектов. Вот почему я считаю необходимым понижение банковского процента. Конечно, делать это надо постепенно, без резких скачков. Но, думается, уже сегодня ЦБ мог бы сократить ставку рефинансирования как минимум до 11%, а дальше – еще ниже для полного удовлетворения в инвестиционных ресурсах первоочередных проектов выхода из кризиса.

– Вы упомянули о первоочередных антикризисных проектах. А что вы понимаете под ними?

– Тут я Америки не открою. Сегодня в законодательстве более четко прописаны механизмы поддержки градообразующих предприятий, чтобы люди, имеющие порой единственный источник заработка, не пополняли ряды безработных, а уверенно чувствовали себя перед наступлением завтрашнего дня. Но, естественно, социальный посыл наиболее важен только в период кризисных условий. Тогда как для гарантированного вовлечения населения в производство в более отдаленном будущем уже сегодня необходимо как можно скорее начать финансирование инфраструктурных проектов, а также проектов в сфере высоких технологий и машиностроения на основании государственных гарантий.

О госгарантиях я упомянул не случайно. Эта мера, подготовленная правительством, требует скорейшего законодательного утверждения, поскольку такие гарантии – по сути, те же деньги, тот же экономический инструмент, с помощью которого можно наладить реальное антикризисное управление и кредитование производств, направленных для стимулирования внутреннего спроса и повышения конкурентоспособности наших товаров.

– Но не получится ли так, что госгарантии останутся пустым звуком, если их не подкрепить другими мерами?

– Естественно, меры должны быть комплексными. И одно из интересных предложений по совершенствованию экономических законов на слуху у всех. Оно направлено на то, чтобы снизить НДС до 12%, сократить сроки возврата налога до одного месяца, погасить просроченную задолженность по НДС, начисленному на экспортируемую продукцию. Налоговые меры поддержки финансовой системы должны также включать в себя освобождение от уплаты НДС на услуги управляющих компаний паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов. В таком случае можно было бы накопить и пустить в дело инвестиционные деньги по своему целевому назначению.

Но есть экономисты, которые говорят, что такие меры рискуют быть не выполненными, так как не устраняют кризисных причин, а борются только с их следствиями и, кроме того, еще могут реально понизить налогооблагаемую базу государства. Поэтому при более детальном обсуждении мер, возможно, следует прислушаться и к альтернативным предложениям, особенно в той части, где предлагается изменить долю зарплаты в общей структуре ВВП с целью повышения добавленной стоимости в конечном продукте. Доводы оппонентов заключаются в том, что в России сегодня заработная плата в себестоимости продукции составляет от 15 до 20%, в то время как в развитых странах эта цифра превышает 70 и более процентов. И в этой связи есть повод задуматься и более детально просчитать, как будет происходить не только возмещение, но и стимулирование спроса с помощью повышения заработков.

– Как бы вы спрогнозировали комплекс антиинфляционных мер, которые следовало бы обсудить в Госдуме?

– Идея «зарплатного» повышения в структуре доходов государства состоит в первую очередь в том, чтобы поднять внутренний спрос населения и тем самым стимулировать оживление экономики. Что, конечно, правильно. Но, кроме этого, стоит подумать и о том, чтобы шаги, о которых мы говорим, принимались с учетом всесторонних балансов. А для этого важно не просто ввести страхование вкладов физических и юридических лиц в банках, но и контролировать этот процесс. Следует также проводить мониторинг по программе временного вхождения государства в капиталы банков и участия пенсионных накоплений в их фондировании. Для этого правительством подготовлен законопроект, предусматривающий на базе Агентства по страхованию вкладов организовать площадку по торговле проблемными активами кредитных организаций. Будущий закон с поправками депутатов призван также обеспечить доступ банков к получению централизованной информации о состоянии финансовой системы, его рисков и возможных положительных и отрицательных тенденций.

– Но поможет ли это созданию полноценной системы источников долгосрочного финансирования?

– Думаю, что комплекс мер по стабилизации курса рубля, проведению управляемой девальвации вместе с мерами, перечисленными мной ранее, может сработать уже в среднесрочной перспективе. Но особенно в таких условиях будет важна работа (естественно, при оперативном принятии соответствующих, уже готовящихся, законов) по комплексной минимизации валютных рисков.

Немаловажной мерой тут было бы и исполнение давнего предложения о том, чтобы поддерживать необходимую гибкость рублевого курса. И тут бы пригодились такие меры, как добровольная конвертация иностранной валюты российских банков и корпораций через Внешэкономбанк в обязательства, выраженные в российских рублях, а также меры по повышению «прозрачности» финансовой системы.

– Мы в основном говорили об антикризисных мерах в экономической части формируемого в настоящее время законодательства. Но есть и региональные аспекты этого вопроса. Недавно вы стали членом созданной комиссии Федерального Собрания по проблемам Кавказа. Что будете предлагать там?

– По инициативе председателя СФ С. Миронова в феврале этого года была создана «кавказская» комиссия. Руководит ею первый заместитель председателя СовФеда А. Торшин. По моему мнению, в кавказском регионе все ранее перечисленные меры должны быть подкреплены еще в большем объеме мерами социально–политического регулирования. Не секрет ведь, что многие острые (террористические и экстремистские) проявления «кавказской» проблемы подогреваются высоким уровнем (до 70%) безработицы, отсутствием рабочих мест, непрекращающейся миграцией в другие регионы России и т.д. Поэтому тут нужны элементарные меры по сбору, анализу и обобщению информации о соблюдении конституционных прав граждан, проживающих в кавказском регионе, о предотвращении здесь высокого уровня коррупции, помощи в динамичном развитии социально–экономической, образовательной и культурной сфер. Работы предстоит много. Но кризис необходимо предотвращать во всех его проявлениях, а в кавказском регионе тем более. Нужно устранять имеющиеся риски и не допускать выхода ситуации из–под контроля.

«Российский парадокс»
Газета «Ставропольская правда»
15 апреля 2009 года