Путин уверен в победе над кризисом
«Сегодня мы с вами, – сказал В.Путин, – закладываем новую традицию – ежегодный отчет правительства перед парламентом России. Считаю, что это еще один шаг в развитии политической системы. И хотел бы сразу сказать – правительство заинтересовано в том, чтобы его работа получила оценку законодателей, парламентских партий, представляющих интересы подавляющего большинства граждан России».
«Часто задают вопрос – могла ли Россия остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий? Ну, конечно, нет, – отметил премьер, – не нужно питать иллюзий – это невозможно. Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине, но затронули всех». По оценкам экспертов, в этом году глобальная экономика впервые после Второй мировой войны демонстрирует отрицательные темпы роста. На этом фоне у нас «где–то дела идут лучше, где–то хуже». По оценке В.Путина, экономика России встретила мировой кризис в достаточно «хорошей» форме, позволяющей противостоять разрушительным тенденциям: «сегодня к качеству наших рыночных и социальных институтов можно и нужно предъявлять справедливые претензии, но, что несомненно показал кризис, – так это то, что они все же работают».
Угроза развала банковской системы РФ отступила, заявил премьер–министр. Банки, получив господдержку, смогли более чем на 15% увеличить объемы кредитования. В качестве экономических достижений кабинета он назвал предотвращение неуправляемой девальвации рубля и плавность неизбежного снижения курса национальной валюты. Решение освободить от уплаты НДС импорт оборудования, аналоги которого в стране не производятся, вместе с предоставлением госгарантий по кредитам позволило предприятиям продолжить программы технологического обновления. Путин выразил уверенность, что в итоге «наша промышленность должна выйти из кризиса более сильной и современной».
Текст антикрисной программы занял больше 40 страниц. Определено семь приоритетов работы. Публичные обязательства перед населением будут выполняться в полном объеме, гражданам и семьям, пострадавшим от кризиса, окажут помощь. Промышленный и технологический потенциал должен быть сохранен и усилен. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Кроме того, кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему: поэтому необходимы меры по повышению доверия к национальной валюте, снижению инфляции.
Затем В. Путин ответил на вопросы фракций (по три от каждой). За счет сокращения чиновничьего аппарата государство сэкономит в этом году свыше 35 млрд. рублей, отметил премьер–министр, отвечая на вопросы депутатов. Он напомнил, что новый вариант бюджета, который пройдет в ГДРФ первое чтение, предусматривает увеличение расходов примерно на 8%. «На столько же сократим расходы на госаппарат – и администрацию президента, и министерства, и ведомства», – заявил премьер. В то же время, комментируя инициативу ЛДПР об уменьшении количества комитетов и комиссий Госдумы, призвал не вдаваться в крайнее оптимизирование, чтобы «сэкономить пять копеек» в ущерб эффективности в работе.
С предложением к премьеру обратился лидер КПРФ Г.Зюганов – «изменить курс и обновить команду». По мнению коммуниста, в срочном порядке надо пересмотреть политику в отношении сельского хозяйства, образования, армии.
В общем, разговор шел о том, как страну обустроить, несмотря на кризис.
Смысл прошедшего исторического первого отчета кабинета министров, скорее, не в том, что законодатели начинают пользоваться правом его контролировать. Дело в том, что трудно исполнительной власти нести в одиночку бремя ответственности за страну. Парламент, одобрив предложенный антикризисный план и бюджет, разделит ответственность с правительством. Такова логика вещей.
«Концепция Путина состоит в том, чтобы превратить отчет в политический манифест о консолидации политических сил во имя преодоления кризиса, – полагает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. – Сегодня Владимир Владимирович хочет выглядеть не главой правительства, вынужденным признаться в многочисленных недочетах и недоработках, а политической фигурой, которая знает, где выход».
7 апреля 2009 года