00:00, 3 апреля 2009 года

Стратегия развития агропромышленного комплекса Ставропольского края до 2020 года

Сегодня мы публикуем краткую версию проекта стратегии развития агропромышленного комплекса и просим работников агропромышленного комплекса, всех заинтересованных жителей Ставропольского края поддержать нашу инициативу. С полной версией проекта стратегии агропромышленного комплекса Ставропольского края на период до 2020 года можно ознакомиться на сайте министерства по адресу: www.stavmcx.ru.

Первые годы нового тысячелетия для агропромышленного комплекса Ставропольского края характеризуются устойчивым ростом объемов производства и стабилизацией экономики. Так, индексы физических объемов производства валовой продукции сельского хозяйства выросли в 2008 году по сравнению с 1999 годом более чем в 1,9 раза, существенно превысив темпы роста в целом по России. Динамично наращивается выпуск пищевых продуктов, производство которых увеличилось в 1,8 раза.

В хозяйствах всех категорий в 2008 году произведено валовой сельскохозяйственной продукции на сумму 82,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составило 115,7% к 2007 году. Производство пищевых продуктов, включая напитки, превысило уровень 2007 года на 34,7% и составило 33,8 млрд. рублей.

Ежегодно растет удельный вес прибыльных хозяйств, достигший в последние годы 89–91 процента.

При этом комплексная оценка достигнутых в 2007 году сельским хозяйством края производственных и финансовых показателей, а также изменившиеся в худшую сторону условия функционирования агропромышленного комплекса во второй половине 2008 года позволяют утверждать невозможность осуществления в аграрном комплексе расширенного воспроизводства, являющегося гарантом социальной стабильности на селе. Анализ экономической ситуации показывает, что сельское хозяйство в настоящее время находится в совсем иных макроэкономических условиях.

Существенно выросли цены на основные ресурсы. Резко снизились цены на зерно и затруднилась его реализация. Мировой финансовый кризис вызвал дефицит кредитных ресурсов и существенное их удорожание.

Утрата почвенного плодородия частично привела к деградации почв. Практически прекращена мелиорация земель, сократилось внесение органических и минеральных удобрений, ухудшилась гидрологическая основа производства. Неурегулированность земельных отношений ослабила инвестиционную и инновационную компоненту аграрной политики, что вызвало свертывание необходимых для сельского хозяйства разработок фундаментального и прикладного характера. Концентрация производства животноводческой продукции в личных подсобных хозяйствах привела к ухудшению качества продукции и потере развития отрасли. Снижение государственной поддержки сельского хозяйства в сравнении с дореформенной привело к низкой конкурентоспособности. Структурная деформация АПК, нарушение межотраслевых связей и пропорций, опережающий рост цен на промышленную продукцию (прежде всего на энергоресурсы) по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию привели к сокращению потоков продукции производственно–технического назначения в сельское хозяйство. Это в конечном итоге вызвало технологическую деградацию и обострение финансового неблагополучия в отрасли, проявляющегося в том, что часть сельскохозяйственных организаций находится в состоянии, близком к банкротству. Таким образом, разработка Стратегии развития агропромышленного комплекса края до 2020 года вызвана объективной необходимостью.

Для подготовки стратегии изначально был проведен анализ сильных и слабых сторон АПК края.

К сильным сторонам были отнесены:

- развитой агробизнес;

- благоприятные природно–климатические условия;

- значительный удельный вес плодородных черноземов и каштановых почв в структуре пашни Ставропольского края (92,5%);

- наличие крупных обводнительно–оросительных систем и сооружений, что позволяет проводить орошение земель;

- наличие большого количества искусственных водохранилищ;

- оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в том числе через реализуемые в крае краевые и ведомственные целевые программы;

- наличие разработанных научно обоснованных ресурсосберегающих технологий в земледелии, поддержка животноводства и кормопроизводства с использованием - научного потенциала;

- сохранена система семеноводческих и племенных хозяйств.

В составе слабых сторон учтено:

- неустойчивое финансовое положение многих предприятий агробизнеса;

- значительный износ сельскохозяйственной техники;

- высокая себестоимость продукции;

- ограниченные возможности привлечения кредитных ресурсов, отсутствие системы привлечения инвестиций;

- неурегулированность земельных отношений;

- слабые конкурентные позиции по сравнению с соседними территориями в области переработки и реализации молочной, плодоовощной, мясной продукции;

- вывоз за пределы края значительных объемов непереработанной сельскохозяйственной продукции и другие.

Формирование стратегии осуществлялось с учетом анализа потенциальных угроз и возможностей развития агропромышленного комплекса края до 2020 года.

К основным угрозам развития агропромышленного комплекса края были отнесены:

- усиление глобальной и межрегиональной конкуренции на агропродовольственном рынке, в том числе и в случае вступления России в ВТО;

- рост цен на энергоносители, усиление диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства;

- недостаточный объем средств господдержки из федерального бюджета;

- потеря почвенного плодородия – отчуждение из почвы микроэлементов превысило их внесение:

- по фосфору – 12–15 кг/га;

- по калию – 30–40 кг/га;

- дефицит гумуса достиг 400–700 кг/га;

- 60–70 % урожая формируется за счет истощения почв;

- ускоряющиеся темпы деградации земель сельскохозяйственного назначения:

- высокая потенциальная опасность проявления ветряной эрозии на 58% территории сельскохозяйственных угодий, водной – на 34%;

- процессам переувлажнения и заболачивания подвержено около 270 тыс. га сельскохозяйственных угодий;

- площадь засоленных земель, солонцов и солонцеватых почв составляет более 2,7 млн. га;

- площадь средне – и сильносбитых сенокосов и пастбищ составляет соответственно 404 и 355 тыс. га;

- общая площадь полезащищенных лесных насаждений уменьшилась с 140 тыс. га в 1991 году до 128 тыс. га в 2008 году, значительно ухудшилось их состояние;

- прогрессирующее заиливание обводнительно–оросительных систем и технологических водоемов;

- ухудшение фитосанитарной обстановки, увеличение объемов применения ядохимикатов вследствие нарушения севооборотов;

- повышение специфических рисков аграрной сферы (влияние неблагоприятных погодных условий, перепроизводство отдельных видов продукции и связанное с ним - снижение цен и т.д.), сокращение рабочих мест в случае углубления специализации на производстве зерновых и технических культур;

- усиление оттока квалифицированных кадров из аграрной сферы, старение рабочих кадров, обострение социальных проблем на селе.

К основным возможностям развития агропромышленного комплекса края были отнесены:

- формирование производственной структуры АПК с учетом требований научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства;

- активная поддержка Правительством Ставропольского края отрасли животноводства и других трудоемких отраслей аграрного производства, а также технического и - технологического перевооружения сельхозтоваропроизводителей;

- сохранение почвенного плодородия на основе перехода к биологизированному земледелию, проведения комплекса агромелиоративных мероприятий;

- широкое применение ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве, восполнение недостающих для интенсификации средств природными - факторами плодородия;

- совершенствование научного обеспечения АПК, создание условий для внедрения инноваций; проведение научного обоснования технологий ведения - ресурсосберегающего растениеводства и животноводства, соответствующей системы машин;

- контроль за состоянием сельскохозяйственных угодий и методами ведения аграрного производства на основе мониторинга и применения штрафных санкций при - обнаружении нарушений;

- масштабное и системное привлечение инвестиций в развитие животноводства и создание современных производств по максимальной переработке - сельскохозяйственной продукции при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности АПК края;

- создание рыночной инфраструктуры, предназначенной для оказания помощи сельхозтоваропроизводителям в вопросах выгодной реализации произведенной продукции;

- активное использование рыночных инструментов протекционизма и экспансии для вытеснения из Ставропольского края продовольственных товаров из других - регионов России и зарубежных стран, вхождение на рынки Северного Кавказа (более 6,0 млн. жителей) и других регионов РФ с продукцией агропромышленного - комплекса Ставрополья.

Общественной миссией ведомственной стратегии определено обеспечение населения широким ассортиментом высококачественных продуктов питания согласно рекомендуемым нормам, рациональное использование природных богатств края и сохранение плодородия почв на основе биологизации земледелия.

Выполнение указанной миссии потребует постановки двух уровней следующих целей.

Стратегическими целями первого уровня являются:

1) сохранение и повышение плодородия почв;

2) достижение уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания, достаточного для полного самообеспечения населения края;

3) повышение эффективности функционирования регионального АПК.

Стратегическими целями второго уровня являются:

4) достижение соотношения растениеводства и животноводства в структуре аграрного производства 70:30;

5) развитие максимальной переработки сельскохозяйственной продукции по инновационным технологиям;

6) развитие рыночной и материально–технической инфраструктур АПК края.

Основными принципами при достижении стратегических целей первого и второго уровней определены:

- государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, перешедших на принципы биологизации и энергосбережения с учетом научно обоснованных зональных систем земледелия;

- государственная поддержка производства продукции животноводства там, где сельхозтоваропроизводители перешли на ресурсосберегающие технологии производства - продукции животноводства;

- привлечение инвесторов в сектор аграрного производства с использованием интенсивных технологий и реализующих проекты максимальной переработки - сельскохозяйственной продукции.

Достижение заявленных целей развития АПК Ставропольского края возможно при соблюдении следующих принципов региональной аграрной политики.

I. Государственная поддержка в освоении инновационных методов ведения производства сельхозтоваропроизводителями и другими предприятиями агробизнеса, независимо от их организационно–правовой формы и масштабов деятельности.

II. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, перешедших на принципы биологизации и энергосбережения с учетом научно обоснованных зональных систем земледелия.

III. Государственная поддержка производства продукции животноводства там, где сельхозтоваропроизводители перешли на ресурсосберегающие технологии производства продукции животноводства.

IV. Регулирование баланса интересов производителей сельскохозяйственной продукции и организаций сфер переработки и торговли, развитие рыночной инфраструктуры.

V. Привлечение инвесторов в сектор интенсивного высокопродуктивного специализированного аграрного производства с использованием интенсивных технологий (крупные животноводческие комплексы, узкоспециализированные зерновые хозяйства и т.д.), сопровождающееся контролем за использованием природных ресурсов и состоянием почвенного плодородия, реализующих проекты максимальной переработки сельскохозяйственной продукции и производства средств производства для АПК.

Для выполнения общественной миссии и целей ведомственной стратегии установлены следующие задачи и приоритетные направления развития АПК, в том числе

1. В области сохранения плодородия почв:

1.1. сформировать систему региональных нормативных актов и стандартов на ведение биологизированного земледелия, сформировать систему стимулирования перехода сельхозтоваропроизводителей на принципы биологизации и наказания в случае снижения почвенного плодородия;

1.2. организовать работу центров мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий и методов ведения аграрного производства;

1.3. организовать подготовку кадров для АПК края в области сохранения плодородия почв;

1.4. провести комплекс мероприятий агротехнической мелиорации;

2. В области достижения уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания и повышения эффективности функционирования АПК:

2.1. предусмотреть приоритетную поддержку животноводства;

2.2. провести комплекс мероприятий по восстановлению мелиоративных систем для стабильного производства кормов;

2.3. разработать мероприятия по привлечению на основе социального партнерства, инвесторов в сектор аграрного производства с использованием интенсивных технологий, в т.ч. и через эмиссию ценных бумаг (животноводческих комплексов с полным циклом выращивания животных и птицы, максимальной переработкой животноводческой продукции с использованием безотходных технологий);

2.4. принять участие в формировании крупного территориального агропромышленного кластера на Юге России — в составе Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей;

2.5. определить возможные направления поддержки производства плодов, винограда и овощей как отраслей, способствующих повышению занятости в сельской местности;

2.6. принять программу по организации крупнотоннажного производства рыбы на базе имеющихся искусственных водоемов;

2.7. способствовать созданию и продвижению брендов продуктов питания (включая напитки) на основе сельскохозяйственного сырья, производимого в крае;

2.8. изменить нормативно–правовое регулирование в части изъятия арендованных земельных участков за их неэффективное или нецелевое использование;

2.9. развивать страхование в сельском хозяйстве с государственной поддержкой, в том числе и в животноводстве;

2.10. стимулировать поддержку развития сети заготовительных, снабженческо–сбытовых, перерабатывающих и кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

3. В области развития максимальной переработки сельскохозяйственной продукции:

3.1. привлечь инвесторов для строительства мясохладобоен, завода по переработке сахарной свеклы, глубокой переработке зерна, переработке и консервированию овощной и плодово–ягодной продукции;

4. В области регулирования рынка и развития рыночной инфраструктуры АПК края:

4.1. содействовать организации регионального оптово–продовольственного рынка;

4.2. способствовать обеспечению доступа местных производителей в торговые сети;

4.3. способствовать заключению долговременных договоров с органами социальной сферы и бюджетными организациями на поставку им продуктов питания;

5. В области совершенствования научного обеспечения АПК, создания условий для внедрения инноваций:

5.1. улучшить племенную работу, ориентированную на максимальное использование селекционных достижений и генетического потенциала животных;

5.2. развивать семеноводство;

5.3. сформировать и развивать информационно–консультационную систему;

5.4. использовать сценарное моделирование для построения прогнозов развития АПК.

(Соб. инф.).