Ипатовский метод живет и развивается
В свое время он был разработан большой группой ученых и практиков под руководством академика ВАСХНИЛ М. Рунчева, директора Всероссийского НИИ механизации сельского хозяйства. Это система совокупного выполнения уборочных, сопутствующих и послеуборочных работ, технологически жестко взаимосвязанных между собой. Особенностью ее является не только скоростная уборка хлебов в сжатые сроки, что само по себе крайне важно, но и одновременная закладка основы урожая следующего года, а именно: очистка полей от соломы в день уборки и незамедлительное проведение следом поверхностной обработки почвы, внесение органических и минеральных удобрений и вспашка полупара.
Нет необходимости пояснять важность влагосберегающих работ, так как во всей степной зоне России, от Поволжья до предгорий Кавказа, именно влага лимитирует урожай.
Чтобы сократить простои комбайнов вследствие поломок и исключить их перегоны к месту ремонта и обратно, устранение неисправностей и проведение технического обслуживания техники, включая соломо–уборочные и почвообрабатывающие агрегаты, было вынесено к месту их работы – в поле. При каждом комплексе имелось передвижное звено технического обслуживания, укомплектованное квалифицированными ремонтниками и соответствующим оборудованием. Там же в поле выполнялась заправка топливом комбайнов и тракторов.
Важным элементом ипатовского метода являлась также забота о человеке–труженике. Уборочные агрегаты комплектовались двумя комбайнерами, которые сменяли друг друга через каждые 4–6 часов работы. Это обеспечивало высокую производительность техники и качественную уборку урожая как во время дневной жары (тогда кондиционера в кабине комбайна не было), так и в сухие степные ночи. Чтобы комбайнер, сменившись, не уезжал с поля, здесь же, при уборочном комплексе, было организовано круглосуточное питание, обустроены вагончики отдыха, душевые, организован культурный досуг, оказывались медицинские услуги. Оперативно подводились итоги рабочего дня: в честь лучшего работника поднимали флаг, исполняли песни, его награждали денежным поощрением, он был героем дня. Все это в высшей мере отвечало духу нашего народа, которому глубоко присуща товарищеская взаимопомощь.
Этот метод не только стал широко известным и успешно применяемым в зерносеющих хозяйствах Юга России, но и получил свое творческое развитие. В качестве примера можно привести СПК–колхоз «Казьминский» Кочубеевского района. Здесь специализированные машинные комплексы, укомплектованные специалистами и механизаторами, вместе с набором специальной техники перемещаются вслед за полями укрупненного севооборота. Это отряды по возделыванию и уборке зерновых колосовых, сахарной свеклы, кукурузы и т. д. В результате СПК–колхоз ежегодно добивается больших урожаев и рекордных выработок с минимальными затратами труда и средств.
Уборочно–транспортные комплексы и продуманная оптимизация работы всей цепочки поле – ток позволяет племколхозу «Россия» Новоалександровского района, входящему, как и СПК – колхоз «Казьминский», в клуб «Агро–300», объединяющий триста лучших хозяйств страны, ежегодно собирать 45–47 тысяч тонн зерна при средней урожайности 50–55 центнеров с гектара.
Естественно, машинные комплексы сегодня не те, что в далеком 1977 году. Комплектуются они современной высокоскоростной и большегрузной техникой. Главное – ипатовский метод живет и развивается. По глубокому убеждению Виктора Свиридова, председателя колхоза имени Ворошилова Труновского района, Героя России, лучшего пока не придумано!
30–летию метода была посвящена научно–производственная конференция в Ставропольском аграрном университете, организованная министерством сельского хозяйства края. В ней не случайно участвовали не только краевые организации и специалисты, но и наши соседи по ЮФО.
И вдруг мы видим материал «Крайкомовская авантюра», опубликованный в «Ставропольской правде» 26.02.09 г. Автор – кандидат сельскохозяйственных наук, член Союза журналистов РФ, бывший агроном Петровского района В. Шевченко – рассказывает о безобразиях, по–видимому, имевших место в его хозяйстве, приписывая грубые нарушения технологии, да и здравого смысла известному и эффективному методу. Там зачем–то укладывали в валки хлебное поле, не засоренное сорной растительностью. Зачем–то вели обмолот отсыревших валков, не располагая должной сушильной техникой. Тем более какие–то мифические хозяйственники, как он пишет, скармливали проросшее зерно животным, что приводило к гибели скота. Это все на совести автора.
Теперь о тоне и терминологии. Здесь и «абсолютно безграмотные ориентиры», и «безграмотные рекомендации», и «нахрапистые и безграмотные инициаторы»… Все перевернуто с ног на голову. В. Шевченко даже сетует, что массовую апробацию нового метода поручили работнику не с тем сельскохозяйственным образованием – Виктору Калягину. В действительности же практическое внедрение метода доверили опытному и авторитетному руководителю, прошедшему все ступени профессионального роста – от рядового ветеринарного врача до директора известного племзавода, от директора до первого секретаря Ипатовского райкома партии, к тому же единственному в то время секретарю райкома с ученой степенью. Имя В. Калягина – слава ипатовских и ставропольских комбайнеров – золотыми буквами вписано в историю родного Ставрополья и нашей страны.
Сейчас принято оплевывать все, что было сделано при той власти. Здесь ничего не поделаешь: мода есть мода… Напомним «модникам» известную истину: «Не стреляй в прошлое из пистолета, иначе будущее выстрелит в тебя из пушки».
В. ПЕНЧУКОВ. Лауреат премии Совета Министров СССР, академик РАСХН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Ставропольского аграрного университета.
О. АНГИЛЕЕВ. Лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор.
* * *