00:00, 18 марта 2009 года

Пациент имеет право...

«Я уже пожилой человек, но, придя в поликлинику, часто не знаю, на что имею право, а на что — нет...».

В. Нестерова. Ставрополь.

На вопрос читателя отвечает заместитель исполнительного директора краевого Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) Татьяна БУЛГАКОВА.

– Сразу хочу сказать: прежде всего каждый пациент имеет право на бесплатную медицинскую помощь за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих Территориальной программе ОМС.

Однако на практике нередко люди сталкиваются с тем, что для проведения того или иного обследования или лечения врач предлагает заплатить деньги. В таких случаях нужно обратиться к руководству лечебного учреждения — главному врачу, зав. отделением – или в свою страховую компанию и узнать, действительно ли эта медицинская услуга платная. Если с вас деньги требуют незаконно, следует написать жалобу в страховую медицинскую организацию. Жалобы подлежат обязательному рассмотрению. У страховой организации есть возможность взыскать с лечебного учреждения неправомерно полученные денежные средства и вернуть их застрахованному, только для этого вам необходимо сохранить кассовый и товарный чеки за полученные платные услуги или лекарственные препараты (при стационарном лечении).

Бывают случаи, когда в поликлинике нет медицинской аппаратуры для проведения того или иного обследования или лечения, отсутствует специалист для консультации и лечащий врач рекомендует обратиться в частный медицинский центр. Такие действия тоже неправомерны. Доктор обязан выписать пациенту направление в государственное (муниципальное) медицинское учреждение, где есть возможность предоставить эти услуги бесплатно.

Пациент также имеет право попросить у лечащего врача медицинские документы, которые отражают состояние его здоровья, диагноз и прогноз, методы лечения. Если больной считает, что получил некачественное лечение, он и в этом случае вправе обратиться в страховую медицинскую организацию за защитой своих интересов. Проверка качества оказания медицинских услуг – это одна из основных обязанностей страховщика, который обязательно изучает все случаи лечения со смертельным исходом, с неблагоприятным и длительным течением заболевания.

Если вы выезжаете в другой регион или область, необходимо при себе иметь полис обязательного медицинского страхования. Знайте, что за защитой своих прав вы можете обратиться в фонд ОМС, который есть в каждом областном (краевом) центре и в каждом административном округе крупных городов Российской Федерации.

Для получения более подробных сведений о своих правах при обследовании и лечении в медицинском учреждении следует обращаться в страховую медицинскую организацию, где вы застрахованы (адрес указан в полисе ОМС), или на «горячую линию» Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования (тел. 94–11–35).