Терминал приема платежей: удобно, но не надежно
Перевод длиною в месяц
За примерами далеко ходить не надо. В редакцию «СП» обратилась жительница Ставрополя Елена, для которой терминальная эпопея продлилась почти месяц. 8 января в одном из городских супермаркетов она решила заплатить за стационарный телефон и «скормила» терминалу, принадлежащему ООО «Ставплатеж», 1100 рублей, из которых, кстати говоря, 77 рублей ушло только в качестве комиссионного сбора. Увидев на экране сообщение о том, что платеж принят, она со спокойной совестью взяла выданный автоматом чек и на несколько дней забыла об этом. Однако через три дня на домашний телефон позвонили и сообщили, что за абонентом числится долг и, если его не погасить, номер будет отключен. Благо, выручила привычка сохранять чеки: отыскав в нем информацию о провайдере, она позвонила по указанному телефону в службу технической поддержки. Вежливая девушка попросила назвать номер квитанции, терминала и сумму платежа, проверила данные и предложила подождать: мол, мы «перепроведем платеж». Но ни в тот день, ни даже через две недели деньги так и не пришли.
Елена звонила провайдеру каждые три дня, при этом рассказывать о возникшей проблеме приходилось каждый раз заново, поскольку отвечали разные операторы. На просьбы назвать телефон руководителя и адрес офиса фирмы неизменно следовал вежливый отказ. Наконец, 25 января ей сообщили, что на городской телефон провести платеж не получится: мол, какие–то неувязки с «ЮТК». И вернуть деньги – тоже невозможно, поэтому предложили перенаправить платеж на другую организацию. Понимая, что это, по сути, последняя возможность сохранить деньги, Елена согласилась, чтобы их зачислили на мобильный. «Это не то, что я хотела, тем более что мне пришлось заплатить за городской телефон еще раз, уже в сервисном центре, но другого выхода, очевидно, не было», – говорит она.
Курс на самообслуживание
Бурное и успешное развитие «платежного» бизнеса с использованием терминалов обусловлено целым рядом объективных причин. Во–первых, с ускорением темпов жизни в городах растет потребность населения в способах быстрого и удобного перечисления средств самым разным организациям, начиная от коммунальных служб и заканчивая банками. Во–вторых, для установки терминалов не требуется большого количества разрешительных документов, а окупаемость каждого из них при стоимости в несколько десятков тысяч рублей не превышает трех–четырех месяцев. И, наконец, на руку владельцам терминалов играет отсутствие привычки у большинства россиян пользоваться кредитными картами.
При этом не стоит обольщаться, думая, что деньги, вложенные в приемник, напрямую попадают на счет адресата. Схема доставки выглядит примерно следующим образом: исполнитель услуг, скажем, мобильный оператор, заключает договор с процессинговыми операторами — это крупные компании, как правило, зарегистрированные в Москве и осваивающие региональные рынки. А те, в свою очередь, заключают субдоговоры с фирмами, которые непосредственно владеют терминалами, что называется, на местах. Понятно, что если в интересах исполнителя услуг — получить платеж, то агенты и субагенты работать за «спасибо» не станут. От их аппетитов и зависит размер комиссионного сбора, взымаемого за пользование терминалом. В теории он составляет около двух процентов, а в действительности, например, в Ставрополе, достигает семи–восьми процентов от суммы платежа. Поэтому, чтобы не попасть впросак, специалисты советуют, перед тем как «скормить» определенную сумму терминалу, зайти в обязательно присутствующий на дисплее ярлык под названием «оферта». Там должны быть четко оговорены все условия вашего общения с аппаратом и его владельцами.
Кошки–мышки
Возвращаясь к описанной выше ситуации, приведем комментарии организаций, которые так или иначе связаны с переводами через платежные терминалы на Ставрополье. Так, директор ООО «Ставплатеж» Денис Асташов после проверки имеющихся в распоряжении «СП» данных подтвердил, что такой случай действительно был. Однако, по его словам, процент «неудачных» переводов совсем небольшой: за последние два месяца только два абонента «ЮТК», воспользовавшиеся услугами ООО «Ставплатеж», оказались в неприятной ситуации. Что касается пополнения счетов мобильников, то недоразумения здесь случаются несколько чаще, но разрешить их обычно бывает намного проще. На вопрос, почему операторы службы технической поддержки отказываются сообщать телефон и адрес фирмы, Д. Асташов уверил, что такого быть не может, тем более что все необходимые контакты ООО обозначены и в разделе «оферта» его терминалов, и на самом чеке. Однако сделанный сразу по завершении нашего с ним разговора контрольный звонок в службу техподдержки компании показал, что карты раскрывать здесь никто не спешит. На просьбу корреспондента «СП» сообщить, по какому телефону или адресу можно найти руководство фирмы, оператор попросила назвать имя и фамилию и пообещала, что руководитель вскоре перезвонит сам. К чему эта игра в кошки–мышки, непонятно, ведь в законе «О защите прав потребителей» четко сказано, что полная и достоверная информация о продавце (в том числе услуг) должна быть предоставлена покупателю по первому требованию.
По словам заместителя директора ставропольского филиала «Южной телекоммуникационной компании», начальника коммерческого узла электросвязи Андрея Кутепова, компания в крае работает с пятью процессинговыми операторами. Из которых только два (банк «Платина» и ЗАО «E–Port») являются существенными, если учитывать количество терминалов, которыми они располагают. Кого эти операторы выбирают себе в субагенты, отследить трудно. Поэтому в случае возникновения проблем с переводом денег через платежные терминалы следует сначала обратиться в фирму, владеющую приемником, а если не поможет — к процессинговому оператору. Все они являются солидными компаниями, дорожащими своей репутацией, и не заинтересованы в обмане клиентов, уверен А. Кутепов. «Если же деньги дошли до нас и абонент по какой–то причине хочет их вернуть, то при наличии соответствующего заявления мы обязательно удовлетворим его желание, – отметил он. – Но в целом претензий к переводам через терминалы у нас единицы, большинство из них связано с техническими проблемами».
Пресс–секретарь ставропольского филиала ОАО «Вымпелком» Татьяна Шиловская сообщила корреспонденту «СП», что обращения по поводу положенных на счет через терминал и не дошедших по назначению средств в компании не редки. «Однако у нас уже давно отработана процедура решения таких проблем. Главное — сохранять чек, подтверждающий перевод. Если абонент положил деньги не на тот номер, то для исправления ошибки нужно прийти к нам в офис и написать заявление. Если платеж не прошел из–за технического сбоя, то средства будут зачислены сразу по его устранении. В случае же если пополнение счета проблематично по другим причинам, скажем, из–за разногласий между нашей компанией и провайдером, мы при наличии чека зачисляем нужную сумму на счет абонента, а потом выясняем отношения с провайдером», – сказала она.
Кстати, к вопросу о чеке. Иногда приемник, с аппетитом «заглотив» банкноты, отказывается его печатать. Что делать в таком случае? По словам Д. Асташова, ничего страшного в этом нет. Нужно позвонить в службу техподдержки по телефонам, указанным в «оферте», и назвать место, где расположен этот терминал, сумму и примерное время перевода. Оператору не составит труда проверить, дошел ли платеж, и в случае необходимости перепровести его.
* * *
МНЕНИЯ
Мы поинтересовались у простых ставропольцев: как часто они пользуются услугами платежных терминалов и всегда ли довольны результатом?
Наталья, менеджер:
– Прибегаю к помощи терминалов только в крайнем случае и лишь для того, чтобы «кинуть» немного денег на мобильный. За коммуналку и городской телефон всегда плачу в сервисных центрах. Какой смысл переплачивать: ведь, скажем, с трех тысяч рублей, которые ежемесячно уходят на эти цели, терминал возьмет в качестве комиссии больше двухсот. И потом, если платеж не дошел, то об этом я узнаю только через месяц, когда поступит новая платежка, или опять же придется идти в ЖЭУ уточнять.
Николай, продавец–консультант:
– У меня есть собственный способ оплаты через платежные терминалы. Для проверки я кладу на счет небольшую сумму, скажем, 50 рублей. Если они сразу зачисляются, то добавляю сколько нужно. Но в любом случае ничего, кроме услуг мобильной связи, таким образом не оплачиваю: рисковать, к примеру, с погашением кредита, я не хочу. Кстати, я заметил, что в Ставрополе размер комиссионного сбора за перевод через терминалы — один из самых высоких в ЮФО.
Мария, студентка:
– Уже несколько лет «кормлю» свой мобильный таким способом, это удобно. Только один раз были проблемы с зачислением денег, но я позвонила по указанным в чеке телефонам, и все было быстро исправлено.
20 февраля 2009 года