Завод по производству биотоплива построят в Невинномысске
Естественно, в первую очередь был поднят вопрос ценообразования. Вопреки заверениям первых лиц государства и руководства Федеральной антимонопольной службы о том, что топливо должно серьезно подешеветь, в действительности реального облегчения потребители не испытали. Снижение цен на АЗС можно назвать, скорее, символическим. Однако, по мнению С. Унанова, ничего удивительного, по крайней мере для Ставрополья, не обладающего собственным нефтеперерабатывающим производством, в этом нет. Три мини–завода, расположенных в Буденновске, Кировском и Изобильненском районах, общими усилиями производят в месяц не более двух с половиной тысяч тонн нефтепродуктов. Тогда как в год регион привык потреблять не менее 1,6 млн. тонн. Понятно, что большая часть топлива завозится в край из других регионов и расходы на транспортировку закладываются в конечную стоимость продукта. К примеру, затраты по доставке тонны горючего из Уфы составляют 2200–2400 рублей, из Краснодара – 700 рублей.
Журналисты поинтересовались перспективами сотрудничества с Чечней, которая до 1991 года обеспечивала потребности Ставрополья в топливе на 95 процентов. Ответ был получен довольно обтекаемый: при выстраивании стратегии развития края правительство этот вариант рассматривает.
Не меньше возникает вопросов и к качеству бензина на ставропольских АЗС. Если уж губернатор отдает личное распоряжение проверить их работу, значит, можно предположить, что обстановка действительно серьезная. Как показали результаты совместных рейдов представителей территориальной инспекции Госнадзора по СК ЮМТУ Ростехрегулирования, прокуратуры, регионального министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи и краевого комитета по торговле и лицензированию отдельных видов деятельности, нарушения по метрологии и качеству есть практически на каждой из проверенных заправок. Однако удивляет мягкость санкций: штрафы в несколько сот рублей вряд ли впечатляют владельцев АЗС. С. Унанов согласился, что законодательство, регулирующее топливную сферу, пожалуй, слишком «деликатное», однако госорганизации обладают строго ограниченным набором полномочий и инструментов воздействия в отношении нефтяников. Нужно учитывать и тот факт, что в стране объявлен курс на поддержку предпринимательства, поэтому плановые проверки на АЗС не могут проводиться чаще, чем раз в три года. Другое дело, если поступает жалоба на конкретную точку.
В этой связи корреспондент «СП» поинтересовался, куда ставропольцы могут пожаловаться на конкретное нарушение в работе заправки? Ведь антимонопольная служба отслеживает лишь экономическую обоснованность и согласованность цен на АЗС, Ростехрегулирование – метрологию и качество топлива, комитет по торговле и лицензированию отдельных видов деятельности — формальное соблюдение правил игры, а министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи СК осуществляет общую координацию в этой сфере. По словам С. Унанова, высказать претензии к работе конкретной АЗС можно на телефон доверия министерства 8(8652) 26–83–43 и телефон доверия губернатора 8(8652) 35–21–81. Главное – сохранить чек с той самой заправки.
Не обошлось и без модных нынче разговоров о переходе на биотопливо. Выяснилось, что Ставрополье в этом отношении готовится сделать серьезный шаг: в конце нынешнего года в Невинномысске начнется строительство завода по производству биоэтанола из фуражной пшеницы. Однако не стоит особенно обнадеживаться на этот счет, предостерег С. Унанов: биоэтанол – это всего лишь 10–процентная добавка к традиционным видам топлива. Поэтому перехода на экологически чистое топливо ставропольским автомобилистам в обозримом будущем ожидать не приходится, к тому же современные «железные кони» просто технологически не готовы к такой пище.
18 февраля 2009 года