00:00, 10 февраля 2009 года

Три полковника: Иван Черкасенко и сыновья

И один в СИЗО воин

Было ли страшно? Говорит, что нет. Конечно, события могли развиваться по любому, самому неблагоприятному сценарию. Но повезло. Решающую роль тогда сыграл его авторитет заместителя начальника, поскольку среди «следственно-арестованных» он слыл «правильным ментом». Всегда относился к ним по-человечески, мог внимательно выслушать и неформально подойти к просьбам и жалобам.

Оказалось, что бучу затеяли те, кого привезли на медицинскую экспертизу в психиатрическую больницу. Их в следственном изоляторе № 1 Ставрополя держали в отдельной камере. Кто-то действительно был болен, а кто-то усердно имитировал психическую болезнь. Словом, все вместе они устроили грандиозное представление. Поэтому остальные арестанты, услышав душераздирающие крики, подумали, что сотрудники изолятора «прессуют» подопечных. Большинство содержащихся в СИЗО встали на защиту своих собратьев по несчастью.

Когда Иван Черкасенко показался в длинном коридоре, бунтари стихли и попрятались. Он предложил нескольким желающим сопровождать его к камере настоящих и мнимых больных, дабы показать, что те вытворяют, и убедиться, что никто над ними не издевается. Это сработало - посмотрели и убедились. Сразу же «мероприятия» по разрушению и неповиновению прекратились, и арестанты вернулись на свои места.

Это было в 1980-х. Тогда за подавление бунта и усмирение недовольных подследственных была выдана награда - радиоприемник. Но поощрили не Черкасенко, а почему-то начальника учреждения, который прибыл, чтобы, как говорится, «рапорт принять».

Вот кто-то с горочки спустился

В январе нынешнего года исполнилось 170 лет с момента основания следственного изолятора № 1 УФСИН РФ по Ставропольскому краю. Около сорока лет жизни отдал этому учреждению полковник внутренней службы Иван Черкасенко, причем почти четверть века трудился он заместителем руководителя СИЗО. Кстати, в январе ветеран отмечал и личный юбилей – 85 лет со дня рождения.

Следственный изолятор № 1 – одно из старейших пенитенциарных учреждений края. Из архивов известно, что в 1838 году было выделено на проект и возведение двух флигелей для арестантов, смотрителя и пекарни чуть больше трех тысяч рублей. Сегодня санитарная площадь на одного «следственно-арестованного» составляет четыре квадратных метра. Во всех жилых и подсобных помещениях за три предыдущих года проведена реконструкция. В 2009-м планируется начать строительство комнат для длительных свиданий и банно-прачечного комплекса взамен существующих. В СИЗО действуют пекарня, цех по изготовлению конвертов и бумажной тары, учебно-консультационный пункт от общеобразовательной школы.

И. Черкасенко пришел сюда в июне 1947 года, причем не по велению сердца, а, можно сказать, случайно, по комсомольской путевке. Однако остался на долгие годы и нисколько об этом не жалеет. Наоборот, считает, что своим трудом принес немало пользы, и теперь понимает, что это было его предназначение свыше.

Хотя о случайности выбора говорить с полной уверенностью, наверное, нельзя. Сержант Черкасенко на фронтах всякого народа насмотрелся и в разных ситуациях побывал, узнал звериную сущность некоторых представителей рода человеческого. Поэтому пережитое, конечно же, сказалось на судьбе.

Призвали его в армию в 1942 году. Помнит, из Новоселицкого, где родился и жил, 18-летним парнем вместе с другими мобилизованными на повозках отправился в военкомат Ставрополя. Но в дороге сообщили, что город заняли фашисты. Пришлось изменить направление и добираться до Махачкалы. Днем были курсы командиров отделений, а ночью целый месяц спали в выкопанных ямах, накрытых ветками. После обучения попал в 271-ю стрелковую дивизию. При переходе в Краснодар встретил знакомого, с которым учился в одной школе. Лейтенант помог Ивану перевестись в артиллерийскую часть. Через некоторое время Черкасенко стал командиром орудия. Со своим расчетом и тяжелой пушкой принимал участие в освобождении Севастополя, Крыма, Прибалтики, Варшавы. Видел маршала Жукова и разговаривал с легендарным полководцем. И штурмовал Берлин – до сих пор, когда вспоминает об этом, сильно волнуется, но описывает все происходившее в ярких красках и мельчайших подробностях. Иван Иванович терял сослуживцев, пять раз его орудие немцы разбивали вдребезги. Но солдат остался жив и вернулся на Родину, обосновался в Ставрополе. В 1947 году комсомол предоставил ему работу тюремного охранника.

- Бывало, стою летом на наблюдательной вышке с винтовкой, - рассказывает Черкасенко, - погода изумительная, слышно, как в городском парке духовой оркестр играет. Мне обидно - дескать, я же молодой, мне бы туда, где девчата с парнями танцуют, повеселиться вместе с ними, впитать вкус только что начавшейся мирной жизни. Но уйти с поста не могу – служба.

Однако скоро обыкновенное человеческое счастье пришло и к Ивану Ивановичу - бравого сержанта познакомили с девушкой Аллой, через год ставшей его супругой. С ней они живут вместе уже 56 лет, а недавно в тесном семейном кругу отметили очередную годовщину свадьбы. Алла Алексеевна более полувека проработала в медицине и имеет звание «Отличник здравоохранения СССР». То мгновение, когда она впервые увидела своего суженого, не забудет никогда:

- Это было как в знаменитой песне: «Вот кто-то с горочки спустился», - смеется Алла Черкасенко. - Он, когда шел ко мне на свидание, действительно спускался с горочки, поскольку я тогда была у подруги, снимавшей квартиру на улочке в низине. Только вместо защитной гимнастерки на нем ладно сидели белый костюм и белые туфли. Вы представляете, по тем-то временам! Без преувеличения, ослепительный и эффектный мужчина, да еще с папиросой.

Правда, с табаком, как и с алкоголем (по большому счету), Ивану Ивановичу пришлось расстаться, едва он только женился. Такова была непреклонная воля жены. А вот внешний шик (когда форменная одежда всегда смотрится, как новенькая) и внутренняя собранность и подтянутость военного человека остались навсегда. Сослуживцы до сих пор с восхищением говорят о его выправке, отличавшей замначальника изолятора от многих других командиров.

Черкасенко поднимался по служебной лестнице постепенно. Окончил офицерскую школу, получил звание младшего лейтенанта и стал оперуполномоченным в следственном изоляторе. В семье тем временем родились два сына - Юрий и Андрей. В 1962 году Иван Иванович занял должность заместителя начальника учреждения по оперативной работе, а через 16 лет - заместителя по охране и режиму. В 1986 году полковник внутренней службы, «Отличник МВД СССР» отправился на пенсию.

К слову, и оба сына тоже стали полковниками, только один из них - инженер-связист, а другой - военный журналист и писатель. В семье Черкасенко ценят и сам факт преемственности поколений, и фотографию, которую так и называют: «Три полковника».

«Три полковника»
Газета «Ставропольская правда»
10 февраля 2009 года