Синичка на подоконнике
Сюда дивенская детвора приходит после уроков, чтобы вместе с преподавателями путешествовать по загадочному миру живой природы, научиться распознавать язык птиц, читать их следы. В комнатке с печкой дети пишут иногда вполне серьезные, а порой и веселые доклады о пернатых обитателях этих мест. А самое главное – постигают науку дружбы с ними.
Вот третьеклассники примчались шумной стайкой на занятие. Вихрем пронеслись по кабинету, взяли с полки кормушки – и побыстрее на улицу, в птичью столовую. Стараются кормушки поскорее на дерево повесить, а росточка-то не хватает – прямо хоть за табуреткой беги! Преподаватель Елена Федай выручает, и вот уже скатерть-самобранка зазывает синичек на обед. Те осторожничают – никогда не бросаются на провиант в присутствии людей. За ними наблюдать можно только из окошка, что ребятня очень любит делать. Но малейшее движение, лишь слегка шевельнется штора, и пугливые подружки устремляются ввысь, садятся на деревья, что растут поодаль, и терпеливо выжидают, пока вновь их территория будет безлюдной. Хотя после выходных ребята иногда находят синичкины следы на подоконнике.
Поймать синицу – примерно то же, что охотиться за молнией, и, если бы не голод, вряд ли мы могли бы рассчитывать на их визиты в наши дворы. Самый страшный враг этих расписных красавиц – снег. Он безжалостно прячет все, чем они могли бы благополучно пропитаться всю зиму. Если есть еда (а они неприхотливы, могут питаться любыми семенами, в том числе крапивы и лебеды), птицам не страшны и сорокаградусные морозы. А вот голод – это смерть: ученые говорят, что только две синицы из десяти переживают зиму, остальные гибнут.
Конечно, юннаты с такой статистикой стараются бороться. Особенно этой зимой – снег как выпал в декабре, так и лежит до сих пор белоснежным монолитом. С лета друзья живой природы припасают семена арбузов, дынь, пшеница тоже годится, подсолнечные семечки. Еще, говорят, можно сало, но несоленое. Кроме станции, ребята развесили кормушки и в сельском парке – Елена Федай научила делать их из пластиковых бутылок, из обувных коробок, жестяных банок. За зиму юннаты изготавливают их около сотни штук. А уж сколько за двадцать лет работы станции – вообще не счесть.
Едва солнышко весеннее пригреет, как синичка уже в гнездышке – птенцов высиживает. Чтобы малышей выкормить, нужно четыреста раз в день за кормом слетать. Трудно себе представить, но за сутки эта пичужка съедает пятьдесят граммов насекомых – в два или даже в три раза больше ее собственного веса. Можно подсчитать, сколько вредителей употребит в пищу все семейство за сезон. Между прочим, в окрестностях станции юннатов прекрасные сады, и если на окраинах Дивного садоводы жалуются, что фрукты у них растут червивые, то здесь этой проблемы нет.
Еще на территории станции в дуплах деревьев живут дятлы. Запечатлеть их даже труднее, чем синичек, позировать перед фотоаппаратом они не любят, и только барабанная дробь, заливающая округу с ранней весны до поздней осени, свидетельствует о том, какие они трудоголики, как старательны в деле добывания короеда. Третьеклассник Костя Тарануха хвастается своими познаниями:
- Дятел – единственная в мире птица, у которой не бывает сотрясения мозга!
Сейчас в числе юных любителей природы 450 мальчишек и девчонок Приманычья. Они еще точно не знают, кем хотят быть в этой жизни, но к старшим классам мечты и планы обретут более конкретные черты. Особенно если заявить о своих познаниях на краевых и всероссийских олимпиадах – так можно и сертификат на получение высшего образования в награду получить. Иван Годинов и Тарас Василенко пока еще школьники, но их исследовательские работы, занявшие призовые места на краевом этапе всероссийских конкурсов, позволяют предположить, что свои желания они уже загадали, как это сделали когда-то Елена Фоминова и Марина Черномордова. Раньше они также ходили сюда, чтобы кормить синичек и удивляться новым знаниям. Сейчас бывшие юннатки работают на станции, и директор Светлана Порхунова хвалит их не нахвалится.