00:00, 27 января 2009 года

Вдали от действа

К сожалению, в современной России нарастает количество взрослых дядек и теток от бизнеса разного толка, сколачивающих довольно приличные состояния на развращении общественного сознания, и в первую очередь детского. Подсчитано, что в год подростки видят по телевидению до десяти тысяч сцен насилия и преступлений. Об их разрушающей силе криком кричат родители, библиотеки, школы. Под воздействием такого рода «рыночной культуры» дети в своем мироощущении могут переходить в чуждый (а где и просто враждебный) им мир духовного пространства. А в итоге получается, что детские библиотеки, а вместе с ними семья и школа не могут противостоять социальному негативу.

И проблем здесь не становится меньше. Сегодня два миллиона подростков неграмотны. Растет количество тех из них, кто вообще ничего не читает. По статистике, в 2005 году ничего не читали – 37 процентов, не покупали книг – 52, не держали книг дома – 34 процента населения. Надо понимать, что эти показатели не улучшились и в настоящее время. А неграмотные и нечитающие подростки не сегодня-завтра станут взрослыми. И уже они передают «новые» традиции общения и воспитания вне духовного мира книги своим детям.

И другая сторона этой проблемы. Исходя из понимания, что книга - средство национальной педагогики, не менее важно проанализировать, что и как читают дети и подростки. Очевидно, что интерес к классической литературе утрачен. А ведь именно она - средоточие культурно-исторического и нравственного духовного опыта, традиций народов. И именно она доминантно воздействует на развитие духовно-нравственных и гражданских качеств растущей личности, ее воображение и образность мышления, на формирование идеалов и ценностных ориентаций будущих поколений. И в этом смысле не поспоришь с постулатом: каким идеалам и героям книг дети поверили, на тех они во многом и ориентируются во всей последующей жизни.

Сложившееся положение дел с книгой для детей в нашей стране не поддается здравому объяснению. Исследованиями доказано (в том числе по медицинским и криминалистическим основаниям), что дети, попавшие под влияние бульварной литературы, меньше читают книг, требующих напряжения ума и души (тут не до классики!). У них соответственно снижаются словарный запас, культура речи, грамотность, способность к образному мышлению, интерес к работе со словом, к учебе и труду как таковому. Как результат, такие дети утрачивают способность различать границы между добром и злом, отличать плохое от хорошего.

Например, дети и подростки ради достижения идеалов «красивой жизни» (по данным МВД и прокуратуры) совершают до 30 процентов преступлений, не совместимых(!) с их возрастом и предназначением в обществе. «Призовые» места в мире мы занимаем и по количеству самоубийств детей. Вырвались вперед и по части приобщения подростков к наркотикам.

Ясно и другое. В нашем случае библиотекам надо реально и больше помогать. Наше время, увы, изживает энтузиастов. Руководители библиотек прямо говорят о том, что молодые библиотекари уже не хотят работать за те зарплаты, которые им определены. Далеко не все устраивает их и в вопросах отношения к их труду со стороны общества и государства. Большинство библиотекарей высказались за необходимость улучшения снабжения библиотек достойным читателя книжным фондом, «избавить их от всякой чуши», которую нередко присылают. Есть и пожелания о том, что в обществе нужно закладывать основы семейного чтения, расширять взаимодействие с семьей и школой, наладить рекламу хороших книг.

Над предложениями работников библиотек есть смысл подумать. По сути, речь идет не о библиотеках как таковых, а о всеобщем вопросе воспитания детей и подростков. И, что удивительно, резервы здесь есть. Например, министерствами культуры и образования создана содержательная Концепция библиотечного обслуживания детей в Ставропольском крае (2005-2015 гг.). И то, что удалось сохранить сеть детских библиотек, несомненная заслуга краевого правительства. Но многие недостатки исправить и устранить без финансовой и материальной поддержки центра просто невозможно.

Есть и другие проблемы. Например, ситуация последних лет: в библиотеки все больше поступает различной религиозной литературы. Кто ее должен осмысливать с точки зрения формирования гражданских качеств, прибавляет ли она их подрастающим поколениям? Причем среди религиозных книг есть, по сути, и такие, что несут и сектантские, и мистические идеи и смысл, мало имеющий общего с чистым православием и исламом. Уже не говорю о случаях экстремистской религиозной литературы…

Можно обозначить и ряд других болевых точек, требующих осмысления и постановки диагноза. Главное, для чего пишу, - обратить внимание на то, что детей нужно приобщать к той книге, которая несет веру в добро, уважительное отношение к стране и поколениям, утверждает и укрепляет идеи труда и учебы, патриотизма и социальной ответственности юного гражданина. Есть ли такие книги? В какой библиотеке их взять? Да и захотят ли их читать молодые?.. Пока эти вопросы без ответов.

Владимир Грузков.

Профессор Ставропольского государственного педагогического института.

Владимир ГРУЗКОВ