00:00, 29 ноября 2008 года

Доказать свои права в суде

Но обо всем по порядку. В августе нынешнего года младшей дочке Натальи Стрижковой исполнилось полтора года. Несмотря на вполне понятные для многодетной семьи финансовые трудности, супруги решили продлить Натальин отпуск до положенного законом трехлетнего срока. Стрижкова отправилась на работу писать соответствующее заявление. По ее словам, из дружеского общения с коллегами она уже была в курсе проведенной реорганизации Ставропольского технологического колледжа, где преподавала физкультуру с 1999 года, в Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции. Знала и то, что при соединении двух учебных заведений произошли кадровые изменения. А вот то, что ее они коснулись самым неприятным образом, для Стрижковой стало малоприятной новостью. До этого момента она была убеждена, что ее должность и оклад надежно защищены статьей 256 Трудового кодекса РФ, согласно которой на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы. При этом по статье 75 «изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации».

Тем не менее от труда писать заявление на продление декрета Наталью «избавили». В отделе кадров сообщили, что она вообще не является работником колледжа, поскольку с августа 2007 года по август 2008 года так и не написала заявление о приеме на работу. И, мол, неважно, что о необходимости писать такое заявление Стрижкову на протяжении года никто официально не информировал.

Забегая вперед, поясним, что спустя почти два месяца судебных разбирательств Н. Стрижковой наконец-то было предложено, как и полагается, в письменной форме написать заявление о приеме на работу. Правда, не на прежнюю должность, а в качестве преподавателя физической культуры. Последняя же запись в трудовой книжке Натальи звучит дословно следующим образом: «руководитель физического воспитания с учебной нагрузкой преподавателя». По ее самым примерным расчетам, изменение статуса сократит доход многодетной мамы примерно на 20-25%. Наталья признается, что для нее важную роль играет и сугубо психологический фактор. Работу свою она знала и любила: формировала спортивные команды, организовывала соревнования, одна из немногих среди коллег охотно проводила отрытые занятия. В общем, чувствовал человек себя на своем месте, и вдруг – полное разжалованье без всяких объяснений...

Надо сказать, что встречи с новым своим руководителем Наталья так и не добилась, хотя уверяет, что провела в приемной не один час.

Отчаявшаяся Наталья обратилась в Ставропольскую территориальную организацию Федерации профсоюзов.

- Имеет место грубейшее нарушение статей 62, 246 Трудового кодекса РФ и ряда других норм трудового законодательства. Налицо ущемление прав работника, поэтому мы тут же подключились к разрешению ситуации, – объясняет юрисконсульт М. Бурков. - На составленное по нашей рекомендации заявление Стрижковой выдать документы реакции колледжа не последовало. Тогда мы подали иск по истребованию документов и, по сути, выиграли это дело. Необходимые копии были выданы в ходе судебных разбирательств еще до вынесения решения суда. Следующий этап – восстановление в прежней должности, после чего Н. Стрижкова сможет со спокойной совестью продлить отпуск по уходу за ребенком. Сейчас она ведь даже полагающегося ей пособия не получает. Уверен, она имеет право и на возмещение морального ущерба.

– Это разбирательство, скорее, исключение, – признается представляющий в суде интересы Стрижковой М. Бурков, - как правило, люди переступают через себя, мирятся с незаконными увольнениями. Но мы живем в правовом государстве, пора понять это и перестраиваться – как работникам, так и работодателям.

Помните знаменитый афоризм: побеждает не тот, с кем сила, а тот, с кем правда...

Ольга МАРКОВА
«С кем правда?»
Газета «Ставропольская правда»
29 ноября 2008 года