Сергей Паршин о Ставропольской краевой организации Союза художников
Наш собеседник хорошо известен не только в родном Ставрополье, его картины украшают коллекции многих музеев мира - от Копенгагена до Нью-Йорка, от Парижа до Кёльна, есть его работы в частных собраниях Владимира Путина и Патриарха Алексия ll. Сергей Паршин - лауреат многих всероссийских и международных выставок. Руководит краевой организацией художников с декабря 2005 года.
- Сергей Николаевич, семьдесят - серьезный возраст, вобравший в себя очень многое. На ваш взгляд, что это были за годы? Почему вообще появился на свет творческий союз художников? В нашем представлении художник - это такой талант-одиночка, творящий в тиши мастерской... И вдруг одиночки решили объединиться.
- Главная цель организации - творчество по всем направлениям изобразительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное, скульптура... Конечно, за плечами у союза большая история, очень интересная и насыщенная многими событиями. Сама по себе форма творческого союза уникальна, в мире не так много стран, где есть подобные организации. Изначально при создании творческих союзов ставились известные идеологические задачи, что не могло не наложить свой отпечаток на художественную жизнь. Но при всем том в нашей стране всегда существовало очень качественное профессиональное творчество, воспитывались высокого уровня кадры, сохранялись лучшие традиции отечественного изоискусства. Разумеется, были свои особенности в работе, такие как социальный заказ, подкреплявшийся, замечу, реальной поддержкой - строились мастерские, цеха, всевозможные производства. Выполняя заказ, художник ощущал поддержку, знал, что успешное выполнение работы обеспечит ему в дальнейшем продвижение на престижные выставки, в музеи... Впрочем, действовала и жесткая цензура, а управляли культурой нередко люди, которые в ней ничего не понимали в принципе! С другой стороны, не случайно мы в последние годы вновь заговорили на тему цензуры уже по-иному: а может быть, она все-таки нужна в каком-то виде...
- Сегодня кому-то покажется весьма причудливым то сочетание идеологии и искусства, тем не менее искусство было настоящее, наверное, прежде всего потому, что его творили люди по-настоящему профессиональные.
- Совершенно верно. Да, были более приближенные к власти или вовсе не приближенные, но в целом творчество развивалось достаточно активно, что прослеживается и в истории художественной жизни нашего края. В октябре 1938-го первым председателем Ставропольского СХ был избран Иван Горбунов, а вся организация состояла из... трех человек. Справедливости ради надо сказать, что зарождалось это движение на Кавказских Минеральных Водах. Постепенно центр художественной жизни перемещался в Ставрополь, и это вполне понятно. Здесь начали строить мастерские, затем появились художественная школа и училище, развивалась выставочная деятельность... Сегодня в наших рядах свыше 120 художников. Но рост происходил не просто количественный, а качественный.
- Жизнь общества кардинально поменялась за последнее двадцатилетие. В современных условиях свободы творчества нужен ли вообще союз, какую функцию он выполняет теперь?
- В варианте 60-70-х вряд ли, но консолидация творческих сил всегда полезна. Не раз проводил выставки в Люксембурге, хорошо знаю эту страну, так вот там, где численность населения уступает городу Ставрополю, Ассоциация художников насчитывает около 12 тысяч человек! Государство в этом не участвует, но есть свои «законодатели» творческого процесса: галереи, формирующие художественные вкусы, сообщества искусствоведов... Значит, это нужно. В этом убедили и другие поездки по миру. А еще в разных странах и городах, знакомясь с их художественной жизнью, почти всегда ощущал некое духовное превосходство нашего искусства, пусть это не покажется высокомерием: у нас действительно в произведениях художников, как правило, живет душа. Хотя, естественно, веяния времени не минуют и нас, недаром сегодня в столицах становится почти неприличным выставлять просто картину, а не какой-то модный видеоряд. Сделать живой свинье татуировку или топором разбить икону - вот это кому-то кажется интересным...
- На фоне этой погони за эпатажем как выглядит ставропольская краевая организация художников?
- Солидно, по-моему. Продолжается развитие, в союз вливаются свежие молодые силы. Особенно заметным этапом были, я думаю, 70-80-е годы, когда при существовавшей государственной поддержке в организацию пришли люди, сегодня по праву именуемые мэтрами. Нам есть кем гордиться, достаточно вспомнить такие фамилии, как В. Клёнов, Г. Казанчан, П. Гречишкин, Г. Киракозов, И. Лепаловский, Л. Попандопуло, В. Чемсо, П. Горбань, А. Соколенко, Е. Биценко, Е. Плетнев, О. Урюпин, В. Кузнецов, В. Секлюцкий, В. Санжарова. Каждый из них внес по-своему фундаментальный вклад в художественную жизнь края. В далеком 1967 году первым вывел ставропольскую школу на мировую арену Герасим Киракозов: на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене он представил ныне известную работу «Сталевары после смены». В 1975-м при союзе появилось формирование молодых художников, в которое вошли также ныне известные мастера - В. Андросов, Д. Гущин, С. Маценко, Лев и Нина Алмосовы, Николай и Валентина Вдовкины, Р. Дворянидова, затем их ряды пополнили В. Арзуманов, П. Охрименко, А. Чемсо, Ю. Орлов, Е. Кузнецов, ваш покорный слуга...
- Большинство были и остаются еще и очень талантливыми и авторитетными педагогами...
- Сильная творческая личность всегда притягивает молодежь. А мы видим растущее новое поколение талантливых авторов, активно участвующих в пленэрах, выставках. Под крылом союза они создают и свои объединения - «Колесо», «Солнечный квадрат». И складывается очень неплохой сплав поколений, развивающих художественные традиции.
- Не могу не спросить о недавнем участии ставропольских художников в региональной выставке «Юг России-2008» в Сочи, откуда вы только что вернулись. Ваши впечатления?
- Главное ощущение - огромное удовлетворение от уровня нашего участия. Нынче как никогда ставропольцы были там заметны, не то что раньше, когда нас «заслоняли» коллеги из Краснодара и Ростова. Из трехсот экспонировавшихся живописных работ - 70 наших! Хотя участвовали 18 организаций из всех субъектов ЮФО. Есть, правда, направления, где традиционно сильны соседи, например, Дагестан - в декоративно-прикладных видах. Но в целом мы выступили очень достойно. По итогам ряд работ будет рекомендован к участию во всероссийской выставке «Отечество». Вот в такой активной выставочной и творческой деятельности и состоит главная задача Союза. Думаю, ставропольские художники этой работой в значительной мере способствуют формированию художественно-эстетического вкуса у населения. Ежегодно мы организуем 10-15 выставок, из них половина - регионального масштаба. В этом находят отражение наши прочные контакты с коллегами из других краев и областей. В качестве примера могу назвать выставку, которую мы проводили в сотрудничестве со Ставропольской епархией РПЦ к 160-летию кафедрального Андреевского собора: свои произведения в Ставрополь привезли мастера из Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Ростовской и Астраханской областей...
- И тысячи земляков признательны вам за это, потому что у нас уже появилась хорошая привычка к тому, что каждая новая выставка Союза художников - обязательно интересное, нередко необычное явление.
- В этом мы опираемся на возможности федеральных структур Союза художников России, содействующих продвижению провинциальных авторов на зональные и общероссийские выставки. Но у организации есть еще и такие непростые задачи, как сохранение своей недвижимости, а это сегодня связано с большими осложнениями! Многие помнят печальную историю захвата земельного участка, принадлежащего союзу, когда нам пришлось буквально сражаться с одним ну о-очень солидным ведомством. Сегодня основная наша забота - сохранение за Союзом художников тех муниципальных мастерских, в которых мы работаем. Вряд ли нужно пояснять, что значит для художника его мастерская. И мы очень рассчитываем на понимание руководства города Ставрополя, куда после недавних выборов пришли новые люди. У нас наметилось с ними деловое взаимопонимание, это обнадеживает, позволяя говорить еще и о том, что существующий сейчас Выставочный зал СХ - 350 квадратных метров - для растущего краевого центра уже явно мал. Для сравнения могу сказать: во Владикавказе художники имеют зал в пять раз крупнее! Другая проблема - сохранение наследия мастеров старших поколений, наших хранилищ уже давно недостаточно. Хотелось бы также увековечить память выдающихся мастеров установлением мемориальных досок на улицах городов и сел края. Актуален вопрос помощи молодым, начинающим художникам, не имеющим мастерских. Выделять им хотя бы две мастерские в год - это реально при понимании со стороны власти города и нынешней мощной стройиндустрии.
- А когда в последний раз вам выделялись помещения под мастерские?
- В 1994-м, уже более десяти лет назад. За это время организация выросла на треть! При этом семь мастерских у нас забрали по тем или иным причинам. Аптеки и магазины оказались важнее... Но мы верим, что эта черная полоса в Ставрополе завершилась.
- Сергей Николаевич, художники края известны и активным участием в программах социальной направленности.
- Мы считаем это своим гражданским и человеческим долгом. Проводим благотворительные аукционы, шефствуем над сиротами. И радуемся, когда удается помочь нуждающимся. Один из таких аукционов позволил нам полученную выручку - свыше 500 тысяч рублей - направить в помощь Григорополисскому детскому дому, а итогом другого стала также солидная помощь детдому «Росинка» в Ставрополе.
- Если можно, немного о ваших личных делах и планах. Насколько удается успевать и на хлопотной должности руководителя союза, и в творчестве?
- Да, времени на творчество остается очень мало. Однако выставочную работу продолжаю, особой удачей года считаю свою выставку в здании Совета Федерации Федерального Собрания РФ, по итогам которой предложено провести аналогичные в Правительстве РФ и Администрации президента. Готовлю ряд интересных проектов, в частности, на подходе создание Ассоциации с художниками Испании, где уже строится галерея, и в обозримом будущем могут экспонироваться работы ставропольцев. В декабре буду участвовать в Москве в «Арт-Манеже-2008». В работе несколько новых полотен, дай бог, все задуманное осуществить!
После юбилейных торжеств художники края будут готовиться к проведению своей выставки в столичном Выставочном зале Союза художников России: нужно выбрать около 400 произведений. А это непросто: талантов у нас много.
31 октября 2008 года