00:00, 10 октября 2008 года

Дополнительным образованием детей в России занимаются 90 лет

Нельзя сказать, что развивать и образовывать детей во внеучебное время придумала советская власть. И до революции существовали музыкальные, балетные, изобразительные студии. В Ставрополе давались силами детей оперы, специально для них написанные композитором Беневским... Но по большей части занимались в таких студиях и кружках дети из обеспеченных семей, обучение было платным. Бесплатным и массовым оно стало лишь в советские времена - и в этом была уникальность отечественной системы, в остальном мире художественное или техническое творчество и по сей день доступно ребенку, только если за это платит семья.

Одно из ведущих на Ставрополье учреждений дополнительного образования детей - Краевой центр (в прошлом - Дворец культуры) эстетического воспитания детей им. Ю. А. Гагарина. Свое название и статус он менял не один раз, но предназначение - никогда. Центр служит художественному творчеству, искусству, прививает детям и молодежи чувство прекрасного, помогает им в раскрытии талантов и выборе профессии. Является он и крупным методическим центром, который осуществляет руководство художественно-эстетическим воспитанием детей и подростков в сфере дополнительного образования всего Ставропольского края. Таких подведомственных ему «точек» - домов и дворцов детского творчества — 48. В КЦЭВД проходят (и готовятся) многочисленные краевые фестивали детских хоровых, театральных, танцевальных и т. д. коллективов, проводятся семинары для педагогов допобразования городов и районов, профессиональные конкурсы, научно-практические конференции. Представить себе жизнь школьников Ставрополя и края без КЦЭВД им. Гагарина, прямо скажем, невозможно.

* * *

На вопросы нашего корреспондента отвечает директор центра Виктория Жовнер.

- КЦЭВД сегодня — это...

-...20 объединений, которые посещают более тысячи ребят в возрасте от трех лет до 21 года и где реализуются 24 образовательные программы по четырем направлениям — социально-педагогическому, культурологическому, научно-техническому, художественному. У нас работают 25 педагогов, 14 концертмейстеров, 7 методистов; некоторые по 25-30 лет, а концертмейстер Елена Шкляревская - 44 года.

Главная наша ценность — конечно, детские коллективы. Есть среди них уникальные, существующие по нескольку десятилетий. Например, вокальный класс-студия им. Лидии Спеваковой, детская хоровая студия «Жаворонок», коллектив народной музыки, песни и танца «Степные зарницы», ансамбли кавказского танца «Казбек» и «Сихарули», награжденные многочисленными лауреатскими дипломами и грамотами фестивалей и конкурсов.

В прошлом году начала работу театральная студия «Глобус» под руководством любимой ставропольцами актрисы краевого театра драмы им. Лермонтова, заслуженной артистки РФ Светланы Колгановой. Уже поставлены и сыграны несколько спектаклей, есть и диплом лауреата I степени Международного фестиваля - конкурса «Данко» в Одессе. Из недавно созданных объединений - литературная студия «Изысканный жираф», ансамбль акустической гитары «Премьера», изостудия «Мольберт», общественное объединение «Я - лидер», также получившие признание ребят.

- И занятия в них действительно бесплатные?

- Действительно. Мы все в нашей жизни от этого, вероятно, настолько отвыкли, что накануне нового набора в кружки и секции обычно звонят родители, которые хотят отдать туда детей, и первым делом спрашивают, сколько это будет стоит. Не сразу верят, что мы не берем денег за обучение... У нас, между прочим, большая часть воспитанников - из социально незащищенных семей. Есть и дети-инвалиды, работа с которыми - новое направление деятельности центра.

В обществе к этим ребятишкам непростое отношение, а между тем среди них много способных в самых разных областях. Бывает, например, что в интеллектуальном развитии ребенок отстает от сверстников, а руки у него золотые. «Ставропольская правда» писала о недавнем фестивале декоративно-прикладного искусства «Восхождение к истокам» школьников из коррекционных детдомов и интернатов. Какое у этих детей чувство формы, фактуры материала! Им нужно развиваться, общаться с ровесниками.

- Знаете, в школьные годы у меня была в Ленинграде знакомая девочка Галя Гампер, талантливая юная поэтесса. Инвалид детства с последствиями ДЦП. Стараниями известных ленинградских поэтов у нее в ту пору вышла первая книжка стихов. Но когда однажды родители захотели привезти ее на экскурсию в Эрмитаж (а она была «колясочница»), какие-то начальники запретили. Матери сказали: там-де постоянно иностранцы, что они подумают...

- Конечно, абсурдная ситуация! Дети с ограниченными возможностями могут эти свои границы раздвигать, даже преодолевать. Об этом говорит и наш опыт. Их стихи, рассказы, рисунки выходят в коллективных сборниках, издаваемых КЦЭВД. Они поют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах в конкурсах и фестивалях, вплоть до всероссийского - «Созвездие». В конце концов, их реабилитация нужна не только им, она выгодна всему социуму!

- Долгое время считалось, что внешкольное воспитание - оно же дополнительное образование - необходимо, чтобы отвлечь подростков от улицы. Не наступил ли такой момент, когда допобразование помогает оторвать их от компьютера, телевизора - то есть вытащить из дому?

- Пожалуй, можно сказать и так. Нынешние дети мало общаются, порой интернет заменяет им друзей. Даже первая любовь - в сети. Мы даем им возможность живого общения, живого человеческого опыта. Здесь они учатся и дружбе, взаимопомощи. А еще - трудолюбию и целеустремленности. Художественное творчество - это ведь ежедневный, по нескольку часов в день труд. В танцевальный ансамбль «Казбек» ходят малыши-четырехлетки. Пусть они по полчаса занимаются, но ведь это очень нелегко! Так же, как сидеть за мольбертом, разучивать гаммы и т. д. А у большинства воспитанников центра есть еще и занятия в школе, они живут в достаточно жестком режиме. И пусть не все станут танцорами или певцами, но умение трудиться, планировать свой день, добиваться поставленных целей пригодится всегда. Что касается уличных соблазнов, то на них у наших ребят просто времени нет...

- Виктория Юрьевна, от многих работников дополнительного образования доводилось слышать сетования на то, что ваша сфера не вошла в национальный проект. Были ожидания, что ситуация изменится, это произошло?

- Увы, нет. Мы включены в нацпроект «Образование» только в той части, где говорится о президентских премиях для детей, проявивших себя в художественном, техническом творчестве, научно-исследовательской работе. Таких награжденных ребят, занимающихся в учреждениях дополнительного образования и показавших особые успехи, в крае уже около 30. Что касается укрепления материальной базы, то в отличие от школ дополнительного финансирования по проекту «Образование» мы не получаем. Укрепляем свою базу, участвуя в различных конкурсах Министерства образования и науки России, Рособрнадзора. Недавно по гранту за работу с детьми из центра временного пребывания «Росинка» (это сбежавшие из дому, бродяжничающие ребятишки) получили компьютерный класс новейшего поколения, будем учить навыкам пользователя, компьютерному дизайну. Гордимся мы и тем, что заняли I место в ЮФО во Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования.

В юбилейный год серьезно поддержало нас министерство образования края. На выделенные средства мы сделали ремонт в концертном зале: полностью обновили сцену, поменяли мебель, закупили современную звуковую и световую аппаратуру. Отремонтирован и балетный класс, фойе. Сейчас меняем в помещениях окна.

За два последних десятилетия в России и на Ставрополье многое, к сожалению, развалилось, пришло в упадок. А система дополнительного образования детей не только выжила и сохранилась, но и приумножила достижения, созданные предшественниками.

«Преодоление границ»
Газета «Ставропольская правда»
10 октября 2008 года