Василий Балдицын: Музыкальная осень Ставрополья будет на все вкусы
- Василий Вячеславович, конечно, за минувшие десятилетия фестиваль претерпевал изменения, обретал новые формы. Чем будет отличаться нынешний?
- В подготовке фестиваля мы старались исходить из главного, давно сложившегося принципа гармоничного совмещения в программе всех музыкальных жанров - фольклора, классики, эстрады. На доминантные события - концерты открытия и закрытия - приглашены популярные исполнители, которые, как это принято говорить, делают кассу.
- Публика заметила это не совсем обычное преобладание эстрады...
- Как наверняка заметила и то, что впервые в рамках «Музыкальной осени» появилось такое явление, как «Ирландское шоу». Если это приживется, можно будет говорить уже и о международном уровне. Не потому, что мы возьмем да объявим фестиваль международным, а потому что в нем будет совмещаться большее число разных музыкальных культур. Кстати, могу сообщить, что в эти же дни ставропольская делегация выедет в Турцию, в город Карс, где примет участие в фестивале кавказских культур. Для нас это важно, поскольку турецкая сторона настоятельно приглашала именно ставропольцев, возможно, эти встречи станут основой для установления побратимских отношений. А учитывая международную обстановку, складывающуюся сегодня вокруг Черного моря, это приглашение тем более дорогого стоит... Ну а у нас второй день фестиваля представит гостей из Ирландии.
- Хочется надеяться, что участие в фестивале Дворца культуры и спорта Ставрополя, на чьей сцене пройдет их выступление, далее будет все более активным. Инерцию многолетних сложных отношений краевых и городских структур надо когда-то преодолевать. Ну а что касается эстрады, оргкомитет специально отделил ее от других жанров?
- Давайте посмотрим на мировой опыт, ну хотя бы американский. Там, как правило, оперные залы заполнены, но вряд ли при этом все так уж сильно любят классику. Как ни относись к Америке, стоит воздать должное сложившейся там четкой системе, когда человек следует неписаной инструкции того общественного круга, к коему принадлежит: если общество считает нужным слушать серьезную музыку, значит, я должен ее слушать. Хотя у них нет за плечами большой истории и культуры, не хватает историко-культурной традиции. У нас другое. Престижа особого нет, а уж если кто пришел на классику не по зову души, так это мука мученическая... Поэтому есть смысл разделять публику на подготовленную и неподготовленную и соответственно учитывать ее интересы. Как раз с этим учетом и планировался репертуар наиболее массово посещаемых концертов открытия и закрытия фестиваля.
Я бы сравнил его содержание с весьма разнообразной начинкой сэндвича: под привлекательными румяно-поджаристыми эстрадными «лепешками» - начинка на самые разные вкусы, и каждый может откусывать с любой стороны то, что ему нравится.
- И, конечно, найдется что «откусить» нашим поклонникам доброй старой классики.
- Несомненно. Стоит лишь взглянуть на афишу, например, предстоящего концерта симфонического оркестра краевой филармонии с замечательным дирижером мирового уровня народным артистом России Семеном Коганом и молодой, перспективной солисткой Большого театра России Анной Викторовой... Равно как и популярного кисловодского дуэта «Art-Classic», подготовившего интересную программу «От Баха до Леграна».
- Вообще по части классики особая роль отводится двум нашим ведущим музыкальным коллективам - филармониям в Ставрополе и на КМВ. Однако каждая по-прежнему «окучивает» свой участок, и по-прежнему речи нет об обмене. Не сужает ли это рамки фестиваля некими местечковыми границами?
- Болезненная тема! К сожалению, в период «безвременья» и не очень профессионального управления в крае многими объектами - и не только культуры - распорядились не по-хозяйски. То ли не хватило грамотности, то ли энергии, разворотливости. С точки зрения управленческой были допущены, по сути, стратегические ошибки. Одна из них - выпуск Кисловодской филармонии на федеральный уровень. Пострадала, а точнее, исчезла вовсе единая репертуарная политика. При том, что на Кавминводах живет около 40% населения края, а уж сколько приезжает курортников... Пока мы имеем полное отсутствие контакта и взаимопонимания. Но тонкая, деликатная сфера культуры не может настолько зависеть от личностного фактора, от амбиций того, кто руководит тем или иным ее участком. Чтобы культурное древо росло и процветало, необходимы тесные связи всех его ветвей. Иначе в убытке и сама культура, и главное - публика. С недоумением разглядывал я возводимую вокруг здания Кисловодской филармонии кованую дорогую решетку, перекрывшую даже мостик к выставочному залу. Зачем вообще филармонии решетки? И что ж теперь людям проходить к мостику только с разрешения директора филармонии?! В этом есть определенный символ, отражающий сегодняшнее существование филармонии на КМВ. Правительство края считает необходимым внести в эту нездоровую ситуацию «оздоровительные» изменения. Впрочем, следует, однако, добавить, что меро-приятия «Музыкальной осени» в регионе КМВ состоятся, несмотря ни на какие проблемы.
- Думаю, стоит отметить активное участие в фестивале творческой молодежи - имею в виду учащихся дет-ских музыкальных школ и их педагогов.
- Да, это одна из лучших традиций фестиваля. Благодаря одаренным юным музыкантам классика прозвучит в самых разных аудиториях, для разных категорий слушателей. Намечается ряд благотворительных концертов для пенсионеров и малоимущих... Учащиеся и преподаватели детской школы искусств краевого центра инициировали выступление в геронтологическом центре, а студенты колледжа искусств покажут игровую программу для ребят «Путешествие в страну музыки». Подобные акции в той или иной форме проведут все 136 музыкальных школ края.
- Жалко, что нынче не будет на фестивале ансамбля «Ставрополье», находящегося на гастролях... Зато многих, внимательно следящих за фестивальной афишей, порадовало долгожданное включение в нее нашей изюминки, уникального коллектива некрасовских казаков из Левокумского района.
- Этот коллектив представляет действительно неповторимый культурный пласт, сохраненный к тому же в чуждой среде, и беречь его – наша общая задача. Ну а группа солистов ансамбля «Ставрополье» будет представлять край в Карсе, где в свое время и прожили значительный период казаки-некрасовцы.
- Ежегодно встает вопрос о доступности фестивальных мероприятий сельскому зрителю.
- В этом плане найден, кажется, неплохой выход в виде обменных выступлений коллективов разных районов, также открывающих новые возможности для самих коллективов и обогащающих фестивальную палитру новыми талантами. И если ранее эта практика существовала эпизодически, то теперь под эгидой краевого Дома народного творчества получила более широкое и многообразное распространение. Ездить в гости к соседям с концертами, согласитесь, - добрая традиция. Не отказываемся мы и от проверенных временем форм работы: в каждом селе, в каждой станице есть собственные звезды и звездочки, которые также побалуют земляков и задушевной песней, и веселой пляской.
- Слово «музыкальная» является ключевым в названии и содержании фестиваля, поэтому как-то не совсем вписываются в программу обменные гастроли краевых театров, все-таки это, скорее, нечто вполне отдельное и самостоятельное. Создается впечатление искусственной притянутости гастролей к фестивалю, к тому же в ущерб именно главным - музыкальным жанрам. Почему бы не вернуться к практиковавшимся несколько лет назад весенним обменным гастролям?
- Но все-таки театр оперетты - музыкальный театр, вполне вписывающийся в задачи «Осени», и нам, конечно, хотелось показать его в краевом центре, чтобы прозвучали на фестивале и жанры «легкой классики». Ну а спектакли театра драмы на сценах Кавминвод - своего рода ответный жест Ставрополя, по-своему дополняющий общую разнообразную палитру. Мне кажется, зрители Пятигорска да и многие отдыхающие на курортах вопринимают это как еще одну хорошую возможность встречи с добротным искусством.
- На современном этапе жизни фестиваля серьезную роль играет его коммерческая составляющая. Есть ли какие-то возможности дополнить бюджетное финансирование «Осени»? Например, включением в репертуар коммерческих концертов?
- Разумеется, одного лишь государственного стимулирования культуры недостаточно. Да, оно должно быть, но вместе с тем нашему обществу надо достичь такого уровня развития, чтобы каждый человек, идя на концерт, спектакль, выставку, понимал: за встречу с искусством он должен заплатить определенную сумму. Бесплатно поют нам лишь птички небесные... Но еще важнее - понимание того, что общество без культуры жить не может. Насколько обедняет себя человек, сводящий личную культурную программу к просмотрам концертов по телевизору! В такой богатой культурным наследием и традициями стране, как Россия, это просто недопустимо.
26 сентября 2008 года