Василий Балдицын: Музыкальная осень Ставрополья будет на все вкусы
- Василий Вячеславович, конечно, за минувшие десятилетия фестиваль претерпевал изменения, обретал новые формы. Чем будет отличаться нынешний?
- В подготовке фестиваля мы старались исходить из главного, давно сложившегося принципа гармоничного совмещения в программе всех музыкальных жанров - фольклора, классики, эстрады. На доминантные события - концерты открытия и закрытия - приглашены популярные исполнители, которые, как это принято говорить, делают кассу.
- Публика заметила это не совсем обычное преобладание эстрады...
- Как наверняка заметила и то, что впервые в рамках «Музыкальной осени» появилось такое явление, как «Ирландское шоу». Если это приживется, можно будет говорить уже и о международном уровне. Не потому, что мы возьмем да объявим фестиваль международным, а потому что в нем будет совмещаться большее число разных музыкальных культур. Кстати, могу сообщить, что в эти же дни ставропольская делегация выедет в Турцию, в город Карс, где примет участие в фестивале кавказских культур. Для нас это важно, поскольку турецкая сторона настоятельно приглашала именно ставропольцев, возможно, эти встречи станут основой для установления побратимских отношений. А учитывая международную обстановку, складывающуюся сегодня вокруг Черного моря, это приглашение тем более дорогого стоит... Ну а у нас второй день фестиваля представит гостей из Ирландии.
- Хочется надеяться, что участие в фестивале Дворца культуры и спорта Ставрополя, на чьей сцене пройдет их выступление, далее будет все более активным. Инерцию многолетних сложных отношений краевых и городских структур надо когда-то преодолевать. Ну а что касается эстрады, оргкомитет специально отделил ее от других жанров?
- Давайте посмотрим на мировой опыт, ну хотя бы американский. Там, как правило, оперные залы заполнены, но вряд ли при этом все так уж сильно любят классику. Как ни относись к Америке, стоит воздать должное сложившейся там четкой системе, когда человек следует неписаной инструкции того общественного круга, к коему принадлежит: если общество считает нужным слушать серьезную музыку, значит, я должен ее слушать. Хотя у них нет за плечами большой истории и культуры, не хватает историко-культурной традиции. У нас другое. Престижа особого нет, а уж если кто пришел на классику не по зову души, так это мука мученическая... Поэтому есть смысл разделять публику на подготовленную и неподготовленную и соответственно учитывать ее интересы. Как раз с этим учетом и планировался репертуар наиболее массово посещаемых концертов открытия и закрытия фестиваля.
Я бы сравнил его содержание с весьма разнообразной начинкой сэндвича: под привлекательными румяно-поджаристыми эстрадными «лепешками» - начинка на самые разные вкусы, и каждый может откусывать с любой стороны то, что ему нравится.
- И, конечно, найдется что «откусить» нашим поклонникам доброй старой классики.
- Несомненно. Стоит лишь взглянуть на афишу, например, предстоящего концерта симфонического оркестра краевой филармонии с замечательным дирижером мирового уровня народным артистом России Семеном Коганом и молодой, перспективной солисткой Большого театра России Анной Викторовой... Равно как и популярного кисловодского дуэта «Art-Classic», подготовившего интересную программу «От Баха до Леграна».
- Вообще по части классики особая роль отводится двум нашим ведущим музыкальным коллективам - филармониям в Ставрополе и на КМВ. Однако каждая по-прежнему «окучивает» свой участок, и по-прежнему речи нет об обмене. Не сужает ли это рамки фестиваля некими местечковыми границами?
- Болезненная тема! К сожалению, в период «безвременья» и не очень профессионального управления в крае многими объектами - и не только культуры - распорядились не по-хозяйски. То ли не хватило грамотности, то ли энергии, разворотливости. С точки зрения управленческой были допущены, по сути, стратегические ошибки. Одна из них - выпуск Кисловодской филармонии на федеральный уровень. Пострадала, а точнее, исчезла вовсе единая репертуарная политика. При том, что на Кавминводах живет около 40% населения края, а уж сколько приезжает курортников... Пока мы имеем полное отсутствие контакта и взаимопонимания. Но тонкая, деликатная сфера культуры не может настолько зависеть от личностного фактора, от амбиций того, кто руководит тем или иным ее участком. Чтобы культурное древо росло и процветало, необходимы тесные связи всех его ветвей. Иначе в убытке и сама культура, и главное - публика. С недоумением разглядывал я возводимую вокруг здания Кисловодской филармонии кованую дорогую решетку, перекрывшую даже мостик к выставочному залу. Зачем вообще филармонии решетки? И что ж теперь людям проходить к мостику только с разрешения директора филармонии?! В этом есть определенный символ, отражающий сегодняшнее существование филармонии на КМВ. Правительство края считает необходимым внести в эту нездоровую ситуацию «оздоровительные» изменения. Впрочем, следует, однако, добавить, что меро-приятия «Музыкальной осени» в регионе КМВ состоятся, несмотря ни на какие проблемы.
- Думаю, стоит отметить активное участие в фестивале творческой молодежи - имею в виду учащихся дет-ских музыкальных школ и их педагогов.
- Да, это одна из лучших традиций фестиваля. Благодаря одаренным юным музыкантам классика прозвучит в самых разных аудиториях, для разных категорий слушателей. Намечается ряд благотворительных концертов для пенсионеров и малоимущих... Учащиеся и преподаватели детской школы искусств краевого центра инициировали выступление в геронтологическом центре, а студенты колледжа искусств покажут игровую программу для ребят «Путешествие в страну музыки». Подобные акции в той или иной форме проведут все 136 музыкальных школ края.
- Жалко, что нынче не будет на фестивале ансамбля «Ставрополье», находящегося на гастролях... Зато многих, внимательно следящих за фестивальной афишей, порадовало долгожданное включение в нее нашей изюминки, уникального коллектива некрасовских казаков из Левокумского района.
- Этот коллектив представляет действительно неповторимый культурный пласт, сохраненный к тому же в чуждой среде, и беречь его – наша общая задача. Ну а группа солистов ансамбля «Ставрополье» будет представлять край в Карсе, где в свое время и прожили значительный период казаки-некрасовцы.
- Ежегодно встает вопрос о доступности фестивальных мероприятий сельскому зрителю.
- В этом плане найден, кажется, неплохой выход в виде обменных выступлений коллективов разных районов, также открывающих новые возможности для самих коллективов и обогащающих фестивальную палитру новыми талантами. И если ранее эта практика существовала эпизодически, то теперь под эгидой краевого Дома народного творчества получила более широкое и многообразное распространение. Ездить в гости к соседям с концертами, согласитесь, - добрая традиция. Не отказываемся мы и от проверенных временем форм работы: в каждом селе, в каждой станице есть собственные звезды и звездочки, которые также побалуют земляков и задушевной песней, и веселой пляской.
- Слово «музыкальная» является ключевым в названии и содержании фестиваля, поэтому как-то не совсем вписываются в программу обменные гастроли краевых театров, все-таки это, скорее, нечто вполне отдельное и самостоятельное. Создается впечатление искусственной притянутости гастролей к фестивалю, к тому же в ущерб именно главным - музыкальным жанрам. Почему бы не вернуться к практиковавшимся несколько лет назад весенним обменным гастролям?
- Но все-таки театр оперетты - музыкальный театр, вполне вписывающийся в задачи «Осени», и нам, конечно, хотелось показать его в краевом центре, чтобы прозвучали на фестивале и жанры «легкой классики». Ну а спектакли театра драмы на сценах Кавминвод - своего рода ответный жест Ставрополя, по-своему дополняющий общую разнообразную палитру. Мне кажется, зрители Пятигорска да и многие отдыхающие на курортах вопринимают это как еще одну хорошую возможность встречи с добротным искусством.
- На современном этапе жизни фестиваля серьезную роль играет его коммерческая составляющая. Есть ли какие-то возможности дополнить бюджетное финансирование «Осени»? Например, включением в репертуар коммерческих концертов?
- Разумеется, одного лишь государственного стимулирования культуры недостаточно. Да, оно должно быть, но вместе с тем нашему обществу надо достичь такого уровня развития, чтобы каждый человек, идя на концерт, спектакль, выставку, понимал: за встречу с искусством он должен заплатить определенную сумму. Бесплатно поют нам лишь птички небесные... Но еще важнее - понимание того, что общество без культуры жить не может. Насколько обедняет себя человек, сводящий личную культурную программу к просмотрам концертов по телевизору! В такой богатой культурным наследием и традициями стране, как Россия, это просто недопустимо.
26 сентября 2008 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
