Виктор Чемсо - выставка художника в рамках юбилейного проекта изомузея
- В плеяде наших известных художников Виктор Муссович занимает, конечно, первое место, - убеждена директор изомузея Зоя Белая. - Понимание и истинная оценка приходят со временем. Хотя его еще при жизни справедливо называли ведущим мастером кисти Северного Кавказа и России. То, что у нас был Виктор Муссович, - наше общее бесценное достояние. Музей располагает солидной мемориальной коллекцией его произведений - более ста работ! Мы с гордостью говорим, что храним основную часть его лучших картин, во-первых, а также его наиболее интересных в экспериментальном плане работ, во-вторых. Известно, что он постоянно экспериментировал в самых разных направлениях, и это хорошо видно по собранным здесь полотнам. Особенно интересна, на мой взгляд, его игра со светом, среди всех красок окружающего мира он отдавал предпочтение «своим», работающим на его идею, на его восприятие...
Кстати, сам художник всегда относился к себе весьма критически. Не раз в интервью он публично признавал, что недостаточно профессионально образован, хотя диплом Краснодарского художественного училища свидетельствует о серьезной подготовке. И очень многие ставропольские мастера имели именно такие дипломы - Шегедин, Горбань, Казанчан... Виктор Чемсо много сил отдал становлению и развитию художественного образования в Ставрополе, выстраиванию ставропольской школы живописи, очень радовался успехам своих учеников. Многим, лично знавшим Чемсо, он запомнился человеком сложным, бескомпромиссным и в то же время умеющим глубоко искренне сопереживать и оценивать работы коллег. Часто он бывал недоволен собой, много «ковырялся» в себе, порой безжалостно уничтожая сделанное. Немногие на такое способны!
«Я работаю в традиционном стиле русской живописи, - говорил Виктор Муссович в одном из интервью. И далее выносил сам себе суровый приговор: - Я самоучка... До всего доходил долго, мучительно и трудно... Много пришлось работать, часто впустую. Сколько уничтожено холстов! Хотелось, чтобы мои ученики твердо и прочно знали основы... Я дал им то, что мог как художник, но всегда советовал искать в искусстве свой путь...».
В подборе экспозиции сотрудники музея исходили из того, что надо прежде всего показать то, с чем мало знакома публика. Ведь о творчестве Чемсо нередко судят по определенному «комплекту» привычных работ, ставших по-своему хрестоматийными: тема памяти, тема войны, тема степи... Хотелось уйти от заштампованности восприятия, открыть полотна, «выбивающиеся» из его почерка. Впрочем, по признанию искусствоведов, академически-ретроспективная персональная выставка - вещь сама по себе почти невозможная, поскольку не получается «разложить по полочкам» такого мастера, каким был Чемсо. Нельзя просто взять и распределить его работы по десятилетиям. Но можно «помочь» зрителю проследить творческое развитие - в жанрах, темах, технике письма. В особых образах и персонажах, наконец. У Чемсо неким «кодовым» образом служит... степь, одновременно простая и загадочная, наполненная только ему открывшимися красками. У него совершенно необычный, трагически-тревожный Спаситель («Христос в пустыне») идет, кажется, по той же самой выжженной ставропольской (?!) степи, что и паренек с косой («Моя земля»), и на ней же замерло в полуденной знойной «Тишине» почти библейское семейство - женщина с младенцем, усталый мужчина с косой, отара овец на заднем плане... Есть, конечно, на выставке и «хрестоматийный», плакатный Чемсо, хотя его «Первый социалистический хлеб» вовсе не выглядит идеологическим «заказом», скорее - нормальным крестьянским предчувствием заслуженного праздника.
- То, что мы выделили именно творчество Виктора Чемсо в отдельной юбилейной выставке, на наш взгляд, вполне оправданно, - полагает Зоя Александровна. - А родилась идея после того, как группа его учеников предложила музею провести их коллективную экспозицию.
Таким образом, представлены десять художников. Среди них дочери Виктора Муссовича, Алла и Людмила, обе - самобытные, оригинальные мастера и успешные педагоги. Здесь также два заслуженных художника России - Валерий Арзуманов, ныне директор Пятигорского краевого училища дизайна, и Юрий Орлов, работающий в Москве. И целая плеяда преподавателей краевого художественного училища - Петр Охрименко, Римма Дворянидова, Татьяна Фисенко, Сергей Беликов, Валерий Пищулко. Каждый из них считает Чемсо своим главным наставником, каждый хранит безграничную признательность ему и восхищение им. Для каждого, давно уже выросшего в самостоятельную творческую личность, участие в выставке «рядом с Учителем» - большая честь и радость. И все они приняли посильное участие в трудоемком процессе формирования экспозиции, активно помогая музейщикам. А Валерий Пищулко даже содействовал изданию специального каталога выставки (весьма дорогостоящее дело по нынешним временам, одному музею просто непосильное!). Составлением каталога совершенно бескорыстно занималась весь свой отпуск преподаватель художественного училища Вера Кононова, над текстами работали профессор СГУ Клара Штайн и известный ставропольский искусствовед Ольга Валуева, дизайн разработал Сергей Бобылев.
- Стараниями таких замечательных помощников музею удалось в течение всего нынешнего года достаточно полно отразить в целом цикле юбилейных выставок течение художественного процесса в крае, показать наиболее видных мастеров, прежде всего тех, кого уже нет с нами, а также ныне активно действующих мэтров. Наш юбилейный проект до конца года еще пополнится двумя выставками - Леонида Черного «Театр плюс дизайн» (также вместе с его учениками) и известного графика-карикатуриста Евгения Синчинова, чье творчество мы впервые покажем столь полно.
Немало удивительных открытий и даже сюрпризов - разумеется, приятных! - ждет ставропольцев сегодня в знакомых залах изомузея. Ведь здесь одновременно можно встретить таких разных мастеров, что хочется, не боясь впасть в преувеличение, назвать их сообщество чудесной гроздью талантов, щедро преподнесенной нам ее величеством осенью, богатой, как водится, всяческими урожаями. Тут есть и нежная поэзия любви, и романтический взгляд на природу, и светлая ирония, и мягкий юмор, и неожиданная гармония холодных и теплых красок, и всякий раз неповторимые человеческие лица...
В октябре в стенах изомузея пройдут торжества по случаю 70-летия Союза художников, и то, что проходить они будут на фоне выставки Виктора Чемсо, и справедливо, и символично. Не только широкая публика увидит лучшие образцы живописи, но и сами художники смогут словно вновь обозначить для себя некую высоту творческой планки, заданную Мастером. Чемсо приехал в далеком 1960 году в Ставрополь начинающим автором вместе с молодой женой, с тех пор никогда не расставался с городом, ставшим для него второй, а скорее даже - главной родиной. Художник обрел здесь собственное творческое лицо, а искусство Ставрополья обрело яркую личность, о которой теперь говорят как о целой эпохе. В фондах музея сохранились этюды раннего Чемсо, глядя на которые видишь, какой огромный путь прошел художник за годы творчества, как много он думал - а Чемсо, несомненно, относился к мастерам-мыслителям, мастерам-философам, хотя и стоящим твердо на почве своего времени.
Союз художников края одновременно с музеем реализует также крупную предъюбилейную программу, о которой разговор впереди. Стоит лишь добавить, что буквально позавчера в Выставочном зале СХ в Ставрополе начала работать большая краевая выставка «Край, полный красок», вобравшая в себя свыше 250 произведений более чем ста авторов Ставрополя, Пятигорска, Невинномысска, Ессентуков, Изобильного, Новопавловска, Благодарного, Михайловска, сел Новая Деревня, Московское, Новкус-Артезиан и других. Так что у всех нас появилась возможность познакомиться с историей и современностью изобразительного искусства Ставрополья в невиданной ранее полноте и многогранности. Настоящий пир красок и вдохновения!
19 сентября 2008 года