00:00, 12 сентября 2008 года

Что есть любовь...

Один из наиболее интересных проектов, в реализации которых участвует центр, называется «Что случилось с Машей?» и создан при поддержке психиатрического образовательного фонда «ПсикОпп» из Норвегии. Направлен он на то, чтобы помочь учителям как можно раньше распознавать психологическое и психическое нездоровье школьников, с которыми они, бывает, проводят времени больше, чем родители детей. Дабы не ходить далеко за доказательствами необходимости для педагогов таких навыков, напомню только о трагическом случае самоубийства девятиклассника в селе Александровском в этом году. Ребенок находился на грани тяжелого психологического срыва несколько месяцев, но не заметили этого ни в школе, ни в семье.

Начиная работать с группой педагогов в рамках проекта, специалисты обязательно показывают им учебный фильм «Что случилось с Машей?» Вообще-то он называется «Что случилось с Моникой?», снят норвежцами, а затем переведен на русский и озвучен михайловскими школьниками. Но не в этом суть. Рассказанная авторами история, увы, могла произойти где угодно. Моника-Маша – старшеклассница на грани начинающейся психической болезни. От эпизода к эпизоду она становится все более агрессивной, все менее общительной, на нее наваливается бессонница, подступает апатия. Прогулы уроков, немотивированная грубость – как часто такое поведение подростка раздражает взрослых! Как легко по незнанию, нечуткости проглядеть возможную трагедию… В фильме все заканчивается благополучно. Учителя, одноклассники, школьный врач, родители замечают проблемы девочки. Она вовремя попадает к психиатру, ей можно помочь…

Бывает, посмотрев фильм, говорят специалисты центра, учителя не сразу верят в то, что перед ними – картина психологических нарушений личности ребенка. Слишком сильны в нашей школе обвинительные тенденции по отношению к детям.

Нечто подобное случилось, когда на днях в Михайловском ПЦДК проходил семинар для социальных педагогов района. Обсуждая случаи агрессивного поведения подростков, педагоги никак не могли сойти с позиций обвинителей. Звучали возмущенные реплики в адрес современных школьников («распустились!»), современных родителей («не занимаются детьми!»).

Тогда ведущий семинара Алексей Корюкин (он руководит некоммерческой организацией «ПроПси», которая является инициатором проведения проекта в крае) задал присутствующим вопрос: в чем они видят причину детской агрессии? Это со стороны школьников что – злой умысел, что ли?

В зале повисла тишина. Дальнейший разговор оказался тяжелым для педагогов, непривычным. Нелегко им было осознавать, что состояние конфликта с миром является несчастьем ребенка, часто свидетельствует об отсутствии любви и внимания к нему значимых взрослых…

Что еще отметили во время семинара психологи ПЦДК – склонность школьных педагогов навешивать на детей ярлыки терминов, значения которых они толком не знают. Гиперактивность, например, - серьезный психический диагноз, а вовсе не просто избыточная двигательная активность; чтобы назвать ученика шизофреником, нужно провести глубокое обследование, посильное только специалисту.

- Мы смогли хотя бы расшифровать для них, что стоит за этими терминами, - рассказывает директор центра Елена Корюкина. – Помогли нашим слушателям разобраться в трудных случаях из их практики.

В какой-то момент разговор стал живым, доверительным, сочувственным по отношению к детям. Люди раскрылись настолько, что некоторые потом заходили к психологам и рассказывали о своем детстве, пережитых тогда душевных травмах. Цель проекта «Что случилось с Машей?» и в этом. Учительница Марьиванна тоже нуждается в психологической поддержке. Хотя признать это ей очень трудно. Специфика профессии, на которой лежит печать непогрешимости…

Следующий семинар в рамках проекта решено провести с классными руководителями школ Шпаковского района. Их уже разбили на шесть групп – соответственно возрастным категориям их учеников. Учителя знают, что кому-то лучше всего работать со старшеклассниками, у других получаются контакты с малышами. Бывает, педагог говорит: «Возьму любой класс, только не седьмой!»

Замдиректора ПЦДК Виталия Березуева объяснила это очень неожиданно. Оказывается, работая с детьми какого-либо возраста, педагог подсознательно возвращается именно в этот период своего детства. Так что успешная учительница начальных классов, возможно, именно в этом нежном возрасте была особенно любима в школе и в семье. А воспитатель, «отвергающий» семиклассников, быть может, помнит, как в седьмом классе был самым низкорослым из мальчишек или боялся уроков физики.

Семинар «по возрастам» - форма, позволяющая участникам понять не только учеников, но и собственное детство и что-то, как говорят психологи, «отреагировать». А это уже элементы психотерапии. Без нее педагогический труд, увы, приводит к быстрому профессиональному выгоранию…

Мне нравятся молодые, энергичные специалисты Михайловского психологического центра диагностики и консультирования. Имея академическое образование, большинство продолжают учиться дополнительно в квалификационных семинарах в Санкт-Петербурге, Самаре и т. д. Они все время что-то придумывают, организуют. Сейчас, например, готовятся к Всемирному дню психического здоровья в районе. Хотят привлечь внимание к проблемам умственно отсталых детей. Для тех, у кого эта информация вызвала сейчас внутренний дискомфорт, добавлю, что михайловские психологи свою цель в том и видят, чтобы объяснить людям: эти ребятишки могут, как и их здоровые сверстники, быть счастливыми, а могут – несчастными, в зависимости от того, любят их или нет. И страшного в них нет ничего…

Существует выражение: «Бог есть любовь». Но и психическое здоровье «есть любовь».