00:00, 2 сентября 2008 года

Вот тебе посох и сума!

Произведение это вовсе не религиозного характера. Вообще всякая попытка «определить» этого писателя оказывается безуспешной, он всегда «в другом месте». Герой его романа – подполковник Трофим Ильич Сармин, человек, прошедший Чечню, в прошлом демократ, взявший сторону тех, кто в 1993 году стрелял по Белому дому. Событие это принесло ему семейную беду, обернулось проклятием родителей. Надломленного, безмерно уставшего и больного Сармина свезли в госпиталь одного из южно-русских городков под названием Бестужево. Это собирательный образ тех российских мест, которые переживают свои не лучшие времена и обречены на вымирание. Госпиталь, обосновавшийся в здании некогда знаменитой гардинной фабрики, расположен между угасающим городом и древним кладбищем, да и сам теперь напоминает монументальный саркофаг. Таковы первые метафоры этого романа.

На старом кладбище измученный одинокий Сармин проводит все свободное время, словно бы и себе присматривая местечко в Вечности, ковыляя от одного надгробия к другому. Жизнь и в самом деле потеряла для него смысл, жить он не хочет и угасает на глазах. Еще один из воевавших в Чечне – майор Потапов, сосед Сармина по палате, человек умный и мужественный, принимает рискованное решение: однажды буквально выталкивает Сармина из больницы – вот тебе посох, сума, деньги и запомни место в горах Джилсу, дойдешь, будешь спасен… После того, что эти люди пережили в Чечне, в их послевоенном сюжете все возможно! И автор, как в сложной шахматной партии, использует свое право на неожиданные ходы.

Выбор у героя романа невелик: либо «паломничество» по маршруту «дом – работа – магазин - дом», либо человек вызывает собственную жизнь на дуэль. Теперь то, что у него есть, умещается в понятие «дорога». И все меняется. Люди, которые встречаются ему на пути, не безымянные прохожие, но каждый действительно человек, центр Вселенной, рожденный единственный раз в бесконечные миллиарды лет, каждый – неразгаданный миф. Эти новые ощущения по своему характеру отнюдь не романтичны, но это уже не политический, как мы привыкли, и не бытовой взгляд на своих современников. Это какая-то другая жизнь.

Вот некий язычник-миссионер, многих, подобных ему, мы уже наслушались, но Сармин пытается вникнуть в его слова, как если бы они были «первыми словами». А вот старообрядческая старушка с почти мыслящей коровой, кормящей ее семью, затем мальчик-беспризорник с запутанной судьбой. Все это несколько странная публика, но… Чтобы принять роман, надо увидеть ее глазами Сармина. Глазами странника. И тогда мы поймем, почему эти и прочие неожиданные персонажи что-то улавливают в Сармине – то ли его бессребреничество, то ли нежелание цепляться за жизнь хищными звериными коготками…

Шаг за шагом Трофим Ильич удаляется в глубину Приэльбрусья и силою обстоятельств вновь оказывается лицом к лицу со смертью. Он попадает в высокогорное селение, где нет ни советской, ни демократической, ни какой-либо иной власти. Только вековечные традиции и законы гор… Разгадывая тайны людей, Сармин начинает наконец понимать и самого себя. Так складывается его собственная, добытая страданиями молитва странника. В ней содержатся ответы, которые задает сама жизнь. «За что люди любят Христа? За то, что не требовал никаких жертв от них. А сказал сам им: «Я жертвую ради вас». И сделал это…»

«Меняться надо лишь в лучшую сторону и будешь счастлив…»

«Делай только то, что должно, придет время, и ты узнаешь свою судьбу»

«Кавказ – древнее поле раздоров и мести, понять его еще труднее, чем Россию…»

«Александр Македонский искал на Кавказе конец Света, а оказалось, что это центр Земли…»

«Чтобы в этом краю быть счастливым, надо здесь родиться…»

Язык романа настолько хорош и афористичен, что даже останавливает чтение, так и хочется вернуться глазами и вновь осмыслить строку. Дмитрию Савченко мало пребывать в собственном сюжете – какой вымысел может сравниться с вечным сюжетом Кавказских гор? Не безмятежно, не бесследно прошла для него и русская история, и история Северного Кавказа, в которой он принимает моральное участие. А результат – создание собственного жанра, в котором, казалось бы, «незаконно» соединены мечта, поэзия, документалистика, художественное изложение, историческое исследование. Автора это не смущает, все стилистические пласты объединены его личностью, так рождаются непровинциальные писатели.

Новый роман Дмитрия Савченко – это мужественная разведка словом. Идеи и смыслы – та самая территория, которая утрачена новой русской литературой. Все успешные, «раскрученные» писатели, словно австралийские аборигены, радуются цветным фантикам удовольствий: секс, пища, развлечения и в итоге - предательство собственной культуры. С другой стороны, писатель выстраивает некий новый мир, в котором порядочные люди собираются вместе отнюдь не поражения ради. И движет ими не надежда, которая, по мысли Д. Савченко, скорее, лишь расслабляет, а уверенность в своих силах, требующая действовать и добиваться праведной цели. Иными словами, «Молитва странника» не только отражает действительность, но и духовно преображает ее. Ведь в этом и заключаются загадка и сила русской классики.

Однако уже стало «хорошим тоном» говорить о том, что у нас «нет ставропольской литературы». Понятно, что имеется в виду, но если перевести это утверждение на язык циничной реальности, то окажется, что прежде всего у нас нет ставропольской книжной сети, где продавались бы поэзия и проза ставропольских писателей. Точно так же, как на продуктовых рынках практически не купить продукцию местного происхождения, так и на интеллектуальном орудуют заезжие магнаты, и им наша литература в магазинах не нужна. Практически весь тираж альманаха «Литературное Ставрополье» за 2007 год так и не дошел до читателя и до сих пор пылится на складе.

Наша справка

Дмитрий Савченко – член Союза писателей России, живущий в Пятигорске. Его перу принадлежат такие яркие произведения, как «Узник Матросской Тишины», «Красные мантии», «Человек из другой команды», «Как из Тютчева русофоба делают», «Волчьи ворота» и многие другие. Роман «Дух сомнения», вызвавший серьезный интерес у тех, кто его прочитал, в 2008 году был выдвинут на губернаторскую премию…

Это, если хотите, крик души: писать рецензию на хорошую книгу прекрасного ставропольского писателя и делать вид, что все нормально, уже, честное слово, не получается. Ведь всякий истинный писатель служит не литературе, а жизни, в которой он не свидетель, а горячий участник. Доказательство – дела писателя, они же – его слова. «Зря мы забываем свою историю, зря переписываем ее в выгодных вариантах. Она неизбежно расставляет все по своим местам. Приходит время и вновь напоминает о себе. Напрасно люди пытаются спорить с разумом времени. Он превыше политического разума. Время неповоротливо, но оно в конце концов поглощает крикливую, шуструю и лукавую, не имеющую истинной ценности суету сует…»