В Единой дежурно-диспетчерской службе Ставрополя кадровые проблемы
Недавно такие перемены произошли в краевом центре - МУ «Служба спасения» Ставрополя фактически лишилось одного из своих самых крепких подразделений - Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), больше известной горожанам как «телефон 112». С первого августа постановлением главы города перешла ЕДДС в состав управления ГО и ЧС горадминистрации. И реорганизация не прошла без скандала. После этого из ЕДДС уволились шесть старейших опытных сотрудников: начальник службы Александр Глебов, его заместитель и все программисты.
Жить надо по закону
В управлении ГО ЧС администрации Ставрополя уверены: деятельность ЕДДС надо было привести в соответствие с федеральным законодательством.
- Когда в 1998 году в Ставрополе создавалась ЕДДС, не было еще нормативных документов, определяющих порядок функционирования службы, - поясняет ситуацию заместитель начальника управления Владимир Дзилихов. - Поэтому образовалась она на базе Службы спасения. Но уже в 1999 году вышел ГОСТ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба», а в 2003 году – постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)». В соответствии с этими документами ЕДДС должно входить в состав органа, специально уполномоченного решать вопросы гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Коим и является управление ГО ЧС администрации Ставрополя, а никак не муниципальное учреждение Служба спасения, которая, по сути, просто аварийно-спасательное формирование. Кроме того, по существующим нормам, ЕДДС является органом повседневного управления РСЧС, которой должны подчиняться все дежурно-диспетчерские службы города и организации, в том числе и спасатели. А в Ставрополе получилось, что ЕДДС подчиняется спасателям. Нонсенс: телегу запрягли впереди лошади.
Ломать - не строить
У ушедшей команды на этот счет иное мнение.
- Все, что говорят в управлении ГО и ЧС о необходимости приведения деятельности службы к федеральным стандартам - это тень на плетень, - уверен А. Глебов. - Ни в одном из тех документов, на которые ссылаются в управлении, не сказано, что ЕДДС должна входить в состав управления. Единственно, в ГОСТе есть ссылка, что ЕДДС может создаваться при управлении. Но она-то на момент выхода ГОСТа уже была создана. А в типовом положении о ЕДДС, разработанном на базе того самого постановления правительства РФ от 2003 года, прямо сказано: «ЕДДС создается на штатной основе и является структурным подразделением администрации муниципального образования. Общее руководство ЕДДС осуществляет глава муниципального образования. Возглавляет и непосредственно руководит единой службой начальник ЕДДС. Контроль (надзор) за деятельностью ЕДДС осуществляет орган местного самоуправления, уполномоченный решать задачи в области защиты населения и территории от ЧС и (или) гражданской обороны... Так что подчиняться служба должна напрямую главе города, а управление ГО и ЧС Ставрополя может только надзирать за ее деятельностью. Если бы ставропольскую ЕДДС, «отбирая» у Службы спасения, сделали самостоятельной единицей, как это, кстати, произошло в Краснодаре, вопросов бы не было. И мое личное мнение: чиновники просто захотели прибрать к рукам то готовое «золотое яичко», которое создали другие люди и довели до известного уровня совершенства.
В некоторой степени справедливость слов А. Глебова подтверждает утвержденный коллегией МЧС России акт инспекторской проверки, которую министерство проводило в крае в июне. В документе, в частности, говорится: «Структурным подразделением МУ «Служба спасения» г. Ставрополя является Единая дежурная диспетчерская служба с телефоном 010 - для стационарных и мобильных телефонов, и 112 - для мобильных телефонов. Эффективная работа ЕДДС основывается на эксклюзивном программном обеспечении... Целесообразно поручить ГУ МЧС России обобщить положительный опыт ЕДДС «Службы спасения» и распространить положительный опыт на службы ЕДДС края и Южного федерального округа... И ни слова о том, что ЕДДС «неправильно» входит в Службу спасения.
Ненужные люди
Кроме того, получилось так, что, переходя «под крыло» управления ГО и ЧС города, сотрудники ЕДДС существенно потеряли в зарплате: некоторые почти пятьдесят процентов. Из-за другой системы оплаты труда и тарифной сетки «полетели» все персональные надбавки, доплаты за оперативность и прочие денежные поощрения. Но, наверное, все же не денежный вопрос - главный. Ведь не уволились же, несмотря на потерю в зарплате при прежней нагрузке, рядовые диспетчеры и психологи. Роковую роль, на мой взгляд, сыграли межличностные отношения.
- Например, моему заместителю, человеку креативного мышления, отличному профессионалу и специалисту высокого уровня, предложили... должность диспетчера седьмого, самого низшего разряда. Соответственно, и зарплата ей «светила» мизерная, и обидно было, что так «высоко» оценили ее вклад в развитие службы, - говорит Александр Глебов. - Естественно, она отказалась и предпочла поискать иное место работы.
- А с чего вы решили, что бывшая заместитель Глебова была высококлассным специалистом? – парирует Владимир Дзилихов. - Мы вообще думали сократить ставку заместителя начальника: зачем нужен человек, который практически ничего не делает, только дублирует деятельность старшего смены и «включается» в работу только тогда, когда что-то происходит?
С таким утверждением можно поспорить. Ведь именно этот «ненужный человек» был одним из создателей информационной системы учета пострадавших, отлично «отработавшей» во время наводнения в 2002 году. Программа в своем роде уникальная: в ее базы данных были внесены не только имена, фамилии, отчества и адреса людей, пострадавших от стихии, но и информация о том, где они находятся в настоящий момент: то ли в полевом лагере в Барсуках, то ли в гостиницах в краевом центре, то ли уехали к родственникам, чьи адреса также в базах данных. То есть узнать судьбу гипотетического Ивана Ивановича Иванова из, допустим, станицы Барсуковской было делом нескольких секунд. И это существенно облегчило поиски потерявших друг друга в стихийной кутерьме людей: стоило только набрать телефонный номер оперативного дежурного, как можно было получить всю информацию об интересующем тебя человеке из Барсуков, Тоннельного, Кавминвод и т. д. Потом в эту же программу были внесены и данные о состоянии жилья пострадавших от стихии - это было необходимо для правильности и правомерности начисления компенсации за утраченное имущество.
И благодаря именно этому сотруднику были спасены герои нашумевшей в свое время истории – тройняшки Миша, Илья и Егор Самойленко и их мама (см. «Ангелы-хранители», «СП», 03.07.08.). Заместитель начальника ЕДДС сумела так скоординировать действия всех занятых в операции по спасению семьи служб, что и лекарство нашлось в столице, и московские спасатели подключились к его транспортировке, и контейнер с драгоценным грузом был доставлен в аэропорт, где специально задержали вылет рейса в Ставрополь.
Нужна реанимация
Но меня как жителя города во всех этих пертурбациях волнует другое: сейчас в ЕДДС нет ни директора, ни зама, ни положенных по штату программистов. И последнее, пожалуй, самое тревожное - а если вдруг «полетит» знаменитая программа ОСОДУ, которую создала команда программистов во главе с Глебовым, найдутся ли специалисты, способные оперативно «реанимировать» столь сложную компьютерную систему? Или диспетчерам придется вернуться к работе по старинке - с ручкой и блокнотом?
- Разве реформирование с первого августа как-то сказалось на жизни и безопасности горожан? Все работает в прежнем режиме без сбоев и накладок, - успокаивает Владимир Дзилихов. - А кадровый вопрос мы решим в ближайшее время - у нас уже есть кандидатуры на должность руководителей службы и найден один программист, но, правда, пока он не в штате. Но поддерживать в должном режиме работу объединенной системы оперативно-диспетчерского управления он вполне может. Что касается оплаты труда, то все потери в зарплате мы людям компенсируем - с сентября будем платить больше благодаря изменениям в разрядах.
Что ж, как говорится, поживем - увидим.
16 августа 2008 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
