00:00, 15 августа 2008 года

Виталий Коваленко: Дело не в популизме

На счету Виталия Коваленко таких добрых дел много. Поднакопились. Ведь он представляет интересы жителей Георгиевска и Георгиевского района в ГДСК с 2001 года. В настоящее время в качестве первого вице-спикера он курирует деятельность четырех думских комитетов и входит в состав комитета по социальной политике. Напомним, что еще в 1988 году решением правления Международного Фонда человеческих измерений «Ренессанс» В. Коваленко награжден почетным дипломом «Человек на своем месте». Это звание он стремится оправдывать ответственной работой в парламенте края.

- Виталий Андреевич, что, на ваш взгляд, было основным в вашей депутатской работе в Думе нынешнего созыва?

- Главными всегда были и остаются наказы избирателей и реализация предвыборной программы, в которой значатся укрепление экономики края, улучшение условий жизни людей. В своем избирательном округе, в частности, я активно занимался благоустройством дорог, асфальтированием тротуаров, газификацией как отдельных домовладений, так и целых улиц. Только за первое полугодие текущего года ко мне поступило почти 1000 обращений избирателей по самым разным вопросам, и ни одно из них не осталось без внимания.

- Как известно, с самого начала депутаты действующего созыва особый акцент делали на социальном законотворчестве. Накануне голосования за новый состав Госдумы России такие приоритеты некоторые аналитики оценивали как предвыборные: одна партия перед другой доказывала свою особую полезность для народа. В связи с этим новые законы даже получили ярлык популистских. Выборы в ГДРФ прошли в декабре 2007-го. Приоритеты остались прежними?

- Ситуация в краевом парламенте, как вам известно, сегодня иная. Никто никому ничего не доказывает. Депутаты работают. И приоритеты остались прежними. Это подтверждает, что заявленное в марте прошлого года не было кампанейщиной. Сегодня неважно, от какой партии исходило предложение. Главное – нужно ли это человеку. Являясь членом комитета по социальной политике, я имею все основания об этом судить. При моем непосредственном участии были разработаны и приняты 16 законопроектов в защиту интересов социально незащищенных слоев населения. Краевым законом «О мерах социальной поддержки ветеранов» впервые учреждено звание «Ветеран труда Ставропольского края». И уже с 1 октября прошлого года это звание стали получать лица, имеющие общий трудовой стаж 35-40 и более лет, проработавшие в нашем крае не менее 20 лет. Звание присваивается также людям, награжденным медалью «За заслуги перед Ставропольским краем» или медалью «За доблестный труд», имеющим трудовой стаж не менее 20-25 лет для женщин и мужчин соответственно. Это, кстати, один из наказов, которые я получил от своих избирателей. Активно поддерживал моих коллег в работе над законом о ежемесячном пособии на ребенка, увеличившемся также с 1 октября прошлого года со 100 до 300 рублей в семьях, где доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. А вообще на перспективу ставится задача совместно с правительством края до 2010 года поднять планку до отметки 1000 рублей. Эту позицию я буду активно отстаивать, как и обещал своим избирателям. Кроме того, размер пособия на детей матерей-одиночек теперь составляет 600 рублей; для тех, чьи родители служат в армии по призыву или уклоняются от алиментов, - 450 рублей в месяц.

Бесспорным достижением является инициированный комитетом по социальной политике закон «О государственной поддержке приемной семьи», вступивший в силу с 27 июня. С 1 июня 2008 года за первого ребенка приемные родители получают теперь вознаграждение в размере 3000 рублей в месяц. На второго и каждого следующего приемного ребенка полагается 3600 рублей. На ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, а также ребенка с отклонениями в развитии или ребенка-инвалида оплата составляет 4500 рублей. И это еще не все. Если в семье трое и более детей, считая своих и приемных, то такая семья получает статус многодетной, а вместе с ним и право на ряд льгот: на 30 процентов меньше платит за воду, отопление, канализацию, газ, электроэнергию. Дети до шести лет в таких семьях получают бесплатные лекарства по рецепту врача. Помощь увеличивается кратно. Этот нормативный акт принципиально меняет отношение к проблеме сиротства. Теперь можно говорить о возможности сокращения детских домов. Большинство сирот, уверен, смогут со временем найти новую семью.

Совместно с правительством края удалось также внести изменения в действующее краевое законодательство, которые увеличивают размер опекунского пособия в 1,8 раза, которое теперь равно 4 256 рублей. Новое в законодательстве позволило также облегчить участь родителей, дети которых ходят в детские сады. Теперь родителям или законным представителям детей выплачивается компенсация: на первого ребенка в размере 20% внесенной за дошколят платы, на второго ребенка – в размере 50% и на третьего ребенка и последующих детей – в размере 70%. Содержание детей с отклонениями в развитии или с туберкулезной интоксикацией - бесплатное.

Думаю, долгожданным был и закон «О государственной социальной помощи населению в СК», который позволил малоимущим гражданам получать материальную поддержку от государства. С увеличением роста тарифов на услуги ЖКХ, цен на продукты это особенно актуально. В бюджете на 2009 год планируется предусмотреть на эту сферу до 100 млн. рублей.

- Будущее страны зависит от уровня образованности сегодняшних школьников и студентов. Именно им строить новую Россию. Проблем с поступлением нет, как правило, у тех, чьи родители имеют высокий материальный достаток или связи. Однако немало детей из семей, скажем так, небогатых, которые также достойны учебы в вузе. Обидно, если барьер перед ними имеет название «бедность».

- Подготовлен краевой закон о стипендиальном обеспечении, который позволил увеличить размеры стипендий учащимся учреждений начального и среднего профобразования до 315 рублей, студентам государственных вузов – до 900 рублей, аспирантам – до 2250 рублей. На эти цели в бюджете края дополнительно выделено почти 16 миллионов рублей. Понятно, что этого недостаточно. Но ведь и мы не стоим на месте. Улучшим экономическую составляющую - получим дополнительные возможности для поддержки нашей будущей смены.

Другой важной задачей в сфере образования является поддержка педагогических работников, которые, к сожалению, получают недостаточное вознаграждение за свой благородный труд. В частности, для тех, кто работает в сельской местности, удалось предусмотреть возмещение расходов за коммунальные услуги. А на июньском заседании думцы инициировали еще одну поправку в закон СК «Об образовании», которая позволит теперь ежемесячно производить выплаты в размере тысячи рублей воспитателям государственных дошкольных образовательных учреждений. Конкретизировали в законе и статью, которая касается детей-инвалидов, не имеющих доступа к обучению в специализированных школах, что позволит им наравне со сверстниками получать знания на дому. А родители, в свою очередь, будут получать компенсацию из краевого бюджета на воспитание и обучение таких детей.

Кроме того, впервые в 2008 году в бюджете края предусмотрены средства на установление 50-процентной надбавки к заработной плате молодым специалистам-учителям со стажем работы до трех лет и увеличение на 2% надтарифного фонда оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Цена вопроса – 100 млн. рублей. На капитальный ремонт учреждений социальной сферы положили 150 млн. рублей. Такой суммы не выделялось образовательному комплексу в течение последних 10 лет. На приобретение жилья для детей-сирот выделено 173 млн. рублей. Судите сами: в прошлом году на эти цели смогли найти всего 30 млн. рублей.

- Сейчас депутаты на летних каникулах. Однако ж наверняка, Виталий Андреевич, уже прикидываете, чем займетесь в предстоящую парламентскую сессию?

- В ближайшее время заботой номер один будет подготовка основного финансового закона - бюджета края на 2009 год. От того, насколько реальным и сбалансированным будет этот документ, зависит благополучие всех без исключения отраслей. Важно не допустить снижения уровня финансирования отраслей социальной сферы, оказать содействие муниципальным образованиям в подготовке местных бюджетов, продолжить работу над совершенствованием федерального законодательства в части регулирования налоговых поступлений, тарифной и ценовой политики. Планируем поставить в правительстве края вопрос о распределении налогов в пользу местных бюджетов, иначе у муниципалитетов просто исчезает стимул зарабатывать деньги. Приоритетным направлением будут также вопросы оплаты труда работников бюджетных организаций, равно как развитие и укрепление материальной базы учреждений образования.