00:00, 15 августа 2008 года

Не мешайте первоклашке взрослеть!

Дайте свободу выбора...

О том, что должен знать современный первоклассник, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах, преподаватель лицея № 8 Ставрополя Любовь Чмырева.

- Существуют четыре критерия, которым должен соответствовать ребенок, идущий в первый класс. Во-первых, сформирована личностная учебная мотивация. То есть, интерес и желание учиться. Когда малыша привлекают не внешние атрибуты - красивый портфель, учебники, школьная форма, а стремление получить новые знания. Например, ребенок объясняет - «я буду хорошо учиться и стану такой же умный, как папа!».

Во-вторых, малыш должен обладать определенным уровнем интеллектуального развития. Так, в семь лет ему необходимо четко говорить, уметь определять место звука в слове (например, называть слова на букву «а»), использовать обобщающие понятия (воробей, голубь, ворона - птицы). Знать названия геометрических фигур, относительно любого числа из десяти называть предыдущее и последующее, уметь использовать понятия налево-направо, выше-ниже, раньше-позже и другое, сравнивать две группы предметов, находить сходства и различия. Устанавливать логическую связь и воспроизводить образец (пересказать текст, вычленив главное, скопировать узор). Иметь представление об окружающем мире: сезонные признаки погоды, название месяцев и дней недели, в какой стране, городе, на какой улице ребенок живет, полные имена членов семьи и где они работают, знать правила поведения в общественных местах и на улице.

В-третьих, ребенок должен быть готов социально-психологически. Уметь общаться с ровесниками и взрослыми, в классе не стесняться выражать свои мысли, подчиняться интересам группы. И если «садиковские» детки легко вживаются в коллектив, то малышам, которые воспитывались бабушками или нянями, гораздо тяжелее привыкнуть учиться в школе по общим правилам. И главное, научите ребенка не только слушать, но и слышать педагога! Уважать мнение учителя.

Не менее важен уровень физиологического развития. Это четвертый фактор. Прежде всего, хорошо развиты мелкие мышцы рук (чтобы ребенок уверенно владел ножницами и карандашом). Есть упражнения, которые замечательно развивают моторику и тренируют мышцы - например, пусть малыш заштриховывает раскраску или рисунки обведенных трафаретов. Чтобы выдерживать школьную нагрузку, мальчикам и девочкам необходимо физиологически созреть, окрепнуть. Именно поэтому, по моему мнению, не нужно отдавать ребенка учиться с шести лет.

- Любовь Алексеевна, нужно ли будущему первокласснику уметь читать и считать?

- Все зависит от учебной программы, которую выбрали родители. Каждая из них предполагает свои особенности и навыки. Например, если вы остановились на развивающей программе, то соответственно, малыш должен быть готов к нагрузкам - уметь читать целыми словами, логически мыслить. Если же вы видите, что у него пока не получается учиться, начните с традиционной программы. В классе с «сильными» детками такой школьник может замкнуться, стать закомплексованным.

- Как родителям помочь ребенку адаптироваться к школе?

- Уважайте его новую жизнь, постепенно давая больше самостоятельности. И помните, что школьником он станет постепенно, поэтому не требуйте сразу многого. Если ребенка обижают одноклассники, не спешите идти ругать обидчика. Поговорите с учителем, он быстрее разрешит ситуацию. И главное, малыш сам должен найти свое место в коллективе, научиться договариваться и защищаться.

...И рассмешите

Психологи также советуют начать подготавливать ребенка к школе заранее. Причем с собственных добрых воспоминаний и смешных историй! Просто чаще делитесь ими с малышом, что создаст положительный настрой, заинтригует. Ни в коем случае нельзя пугать трудностями и неудачами. Мол, «в классе засмеют» или «двойки будут ставить». Иногда эти меры успешны, но последствия всегда плачевны! Учите малыша быть вежливым, а еще лучше сами подайте пример, ведь хорошие манеры ребенка - это зеркало семейных отношений. Будьте ему другом, обсуждайте его успехи и промахи. Учите чувствовать и удивляться, поощряйте любопытство. Ходите вместе в зоопарк, лес, рассматривайте очертания облаков... Любознательность, утверждают психологи, обязательно перерастет в желание учиться.

А еще обязательно организуйте для ребенка рабочее место (письменный стол), где он будет заниматься своими серьезными делами - учиться. Обратите внимание на освещение и правильную посадку. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, затем нужно делать 15-минутный перерыв. Количество не всегда переходит в качество! А длительным написанием палочек-крючочков можно надолго отбить охоту к учебе.