00:00, 19 июля 2008 года

Ожоги у 14-летней девочки – результат соседcкого самосуда

Эта история, случившаяся в июле 2005 года, всколыхнула не только станицу Курскую, откуда родом Нина Аветикова, но и весь район, весь край. Наша газета первой рассказала об этом шокирующем происшествии (см. «Ожог», «СП», 15.07.05.). Правда, тогда, не желая травмировать девочку, мы не стали сообщать истинные имена всех участников драмы. Сейчас ситуация иная. Родственники Нины, который год пытаясь добиться справедливости, готовы кричать во весь голос о трагедии, расколовшей жизнь девушки на две части: «до» и «после». И тут уже не до этических экивоков: все имена подлинные.

Жизнь «до»

Нина Аветикова – средняя из сестер. Неважно, что жили небогато. Главное, что были любовь и взаимопонимание. Добрая, заботливая и жизнерадостная Нина росла красавицей: опушенным длинными и густыми ресницами глазам втайне завидовали все подруги. А еще Нина очень любила малышей, и поэтому с радостью взялась помогать Шестопаловым – соседской семье предпринимателей, в которой подрастали трое детей. Поначалу «няня Нина», которая стала присматривать за их двухлетней дочерью, пришлась ко двору.

Правда, как говорит теперь глава семейства Юрий Шестопалов, с некоторых пор они с женой заметили, что из дома стали регулярно пропадать деньги. В воровстве заподозрили Нину…

– Первого июля я зашел в дом и увидел, что в комнате, где стоит сейф с деньгами, горит свет, а дверь в нее открыта, – так описал события того вечера Юрий Шестопалов. – Услышав шорох, доносившийся из подвала, я спустился вниз и увидел там Нину. Спросил, что она тут делает? Та ответила, что пришла за своими вещами. Я не поверил, а потом обнаружил пропажу тысячи рублей.

По словам Шестопалова, девочку в парилке он не запирал, а поступил как законопослушный гражданин – вызвал милицию. Признается, впрочем, что заметил на плечах у Нины, одетой в джинсовый сарафанчик с бретельками, покраснения. Подумал, что солнечные ожоги.

Из заключения экспертизы, проведенной родственниками Нины (следствие провело судебно-медицинскую экспертизу только спустя два с лишним месяца после происшествия): «У Аветиковой Н.Г. имеются телесные повреждения: ожоговые раны лица, шеи, груди, спины, левого плеча, правой кисти 1-2-3 АБ степени с общей площадью 19 процентов. Данные телесные повреждения образовались в результате термического действия пара или воды. Учитывая тяжесть телесных повреждений, можно высказаться о том, что длительность термического воздействия была в пределах нескольких десятков минут».

«Я боялась, что он меня убьет»

Слушать рассказ Нины о том, что произошло в тот вечер в доме Шестопаловых, а тем более смотреть на фотографии обезображенного тела, уверена, без содрогания не сможет ни один нормальный человек.

По словам девушки, «дядя Юра», обвинив ее в краже денег, затолкнул в раскаленную парилку. А затем, вернувшись с ковшом воды, стал поливать ею камни. Дышать становилось все труднее. Нина умоляла выпустить ее. Но вместо этого «дядя» вновь шел за водой, приказав девушке сидеть на верхней полке. Сколько таких «походов» совершил Шестопалов, Нина помнит плохо. Зато не может забыть, как тот говорил, что убьет ее и закопает. Находясь в аду, сотворенном руками «доброго соседа», девушка мысленно прощалась с жизнью. А потом пришло забвение…

Милиция на вызов Шестопалова, сообщившего о краже, прибыла сразу. По словам стражей правопорядка, девушка лежала в доме на полу и была без сознания. А когда очнулась, говорила сбивчиво и невнятно. Вызвали «скорую помощь». Фельдшер, осмотрев Нину, сказал, что с ней… все нормально и уехал, зафиксировав в журнале запись: «Термический ожог 1-2 степени. Истерия». Однако вскоре после отъезда «скорой» девушка снова упала в обморок. И только вторая бригада врачей приняла решение везти девочку в больницу, зафиксировав тот же диагноз. Правда, не для того чтобы оказать ей помощь, а чтобы показать наркологу на предмет алкогольного или наркотического опьянения.

Сейчас медики утверждают, что после того как выяснилось, что девочка не пьяна, Нине оказали необходимую помощь и наложили повязки на покрасневшие участки тела. Уверяют, что волдырей на коже не было. Мол, при ожогах паром степень повреждения порой выявляется только спустя сутки. Почему же не забили тревогу? И на это есть ответ у эскулапов: «Поведение девушки было неадекватным. На вопросы об обстоятельствах получения ожогов она не отвечала»…

Преступление и наказание

По факту кражи уголовное дело в отношении Нины Аветиковой возбудили сразу. Всего три месяца потребовалось следствию и суду, чтобы признать ее виновной, осудив на полтора года условно.

Но стоит ли спешить и ставить на юной девушке клеймо «воровка»? Психологи утверждают, что подавляющее большинство людей в детстве и подростковом возрасте зарились на чужое. Просто не все признаются в том, как украли булочку в магазине или вытащили денежку из кошелька матери. Это пусть и криминальный, но способ познания мира. Главный совет специалистов по душам: не искушать ребенка, не оставлять деньги на видных местах. Плюс должное воспитание, которое в будущем в большинстве случаев дает положительные результаты. Почему Шестопаловы, уже заподозрившие девушку в кражах, не последовали этой элементарной «технике безопасности»?

Как бы то ни было, есть в станице Курской те, кто во всех бедах обвиняют саму Нину. Мол, не брала бы денег, ничего не случилось бы, забывая о том, что самосуд тем и опасен, что обернуться может против каждого. Да и как вообще возможно соразмерить кражу денег и страдания, причиненные 14-летней девочке?

Что же касается Шестопалова, то ему долго удавалось выходить сухим из воды. Три года потребовалось, чтобы суд Курского района признал его виновным сразу в двух преступлениях, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью») и п. «в», «д» ч. 2 ст. 127 УК РФ («Незаконное лишение свободы с применением насилия, опасного для жизни или здоровья в отношении заведомо несовершеннолетнего»). Но не стоит пенять на «заторможенность» судебной машины. Просто следствие никак не хотело «замечать» вину Шестопалова. И вот вам подтверждение. «Уголовное дело прекращено за непричастностью Шестопалова Ю.Ю. к совершению преступления … и в связи с неустановлением лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого». Это цитата из постановления о прекращении уголовного дела против Шестопалова от 16 августа 2007 года.

Жизнь «после»

– Вы не представляете, сколько инстанций мне пришлось пройти, чтобы довести дело до суда, – рассказал корреспонденту «СП» дедушка Нины Владимир Аветиков. – Неоднократно был на приемах у двух бывших прокуроров края. Сергей Голованев, например, посмотрев на фотографии Нины, где явно видны жуткие ожоги, равнодушно спросил: «Ну и что?». Только после того, как в должность прокурора края вступил Иван Полуэктов, дело сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор кожа на спине у Нины на ощупь напоминает палас. О внешнем виде и говорить не приходится. Врачи как один твердят о необходимости пересадки кожи. А недавно девушка побывала в Москве, куда ее пригласили телевизионщики. Там, на одном из известных шоу, состоялась ее встреча с представителями Генпрокуратуры и Верховного суда РФ, одним из руководителей ФСБ России и депутатами Госдумы РФ.

– Женщины-депутаты, среди которых я особенно запомнил Любовь Шубину, – продолжает Владимир Аветиков, – завели внучку в комнату и попросили раздеться. Когда увидели ее спину, ужаснулись. Обещали, что сделают все возможное, чтобы помочь Нине, обеспечив ей лечение не только в России, но – при необходимости – и за рубежом. Дай Бог, чтобы нашлись средства. Но мне кажется, что оплатить лечение должен все-таки виновный…

Владимир Аветиков, представляющий интересы Нины в суде, предъявил Шестопалову гражданский иск в размере трех миллионов рублей. Курский районный суд приговорил Шестопалова к четырем годам лишения свободы условно, взыскав с него в счет возмещения морального вреда… 40 тысяч рублей.

Решением суда не довольны обе стороны. Кассационное представление в судебную коллегию по уголовным делам Ставропольского краевого суда направила и прокуратура Курского района.

Из кассационного представления гособвинителя А. Пронькина: «Считаю назначенное Шестопалову Ю.Ю. наказание несправедливым, чрезмерно мягким и не соответствующим тяжести совершенных преступлений. Судом необоснованно исключены квалифицирующие признаки «с особой жестокостью» и «издевательством». Суд также неверно сделал вывод об отсутствии отягчающих наказание обстоятельств. Считаю, что размер компенсации морального вреда судом определен неверно, без учета характера причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий».

Вышестоящей судебной инстанцией дело пока не рассмотрено. А значит, точку ставить рано. Дедушка полон решимости идти хоть до Страсбурга. И его можно понять.

– Меня многие спрашивают, почему ты до сих пор не отомстил за внучку? – сквозь слезы говорит Владимир Аветиков. – Но я считаю, что все должно быть по закону.

В материале использованы показания обвиняемого, потерпевшей и свидетелей, данные в судебном процессе по делу Шестопалова.

«Ожог-2»
Газета «Ставропольская правда»
19 июля 2008 года