Губернатор Гаевский недоволен бюджетной политикой Ставропольского края
В числе основных направлений, куда должны быть отправлены средства бюджета, пояснила первый замминистра финансов Л. Калиниченко, - оплата труда и соцвыплаты. В частности, уже просчитывается объем средств, который будет направлен на увеличение зарплат бюджетникам. Напомним, со следующего года они должны подрасти как минимум до уровня МРОТ, т. е. до 4300 рублей. Таким образом, средний рост заработной платы работников бюджетной сферы составит около 25 процентов.
Отдельный вопрос – инфляция. Прошлых ошибок решено не повторять. Дело в том, что при формировании бюджета на год текущий минфин заложил в расчеты всего шестипроцентное подорожание продуктов питания и коммунальных услуг, фактический же уровень инфляции на данный момент уже значительно превысил предполагаемый. Все это повлекло просто сверхзатраты на продовольствие и коммуналку в бюджетной сфере. Потому в течение следующего года министерство предлагает как минимум дважды проиндексировать эти статьи расходов и заранее предусмотреть дополнительные ассигнования, чтобы «покрыть» инфляцию.
Важным пунктом останется также финансирование капитального ремонта учреждений образования и здравоохранения. Причем предполагается «закрыть» порядка сорока процентов от заявленной больницами и школами потребности почти вдвое больше, чем в текущем году.
С учетом этих и ряда других приоритетов расходы будущего консолидированного бюджета края составят не менее 62 миллиардов рублей. А вот заработать край сможет традиционно меньше: ожидается, что доходы будут в пределах 59 миллиардов. В итоге дефицит, скорее всего, окажется вообще максимально возможным по действующему законодательству.
Каких-либо дискуссий доклад о финансовых ориентирах на заседании правительства не вызвал. Ставрополье, известно, уже не первый год живет по подобным «калькам»: с одними и теми же ориентирами, задачами и целями. Именно такой негибкий подход принципиально не устраивает губернатора.
– Главный недостаток в том, что бюджет до сих пор не стал инструментом, направленным на развитие экономики, – жестко отметил он. – Каждый год предлагаются исключительно инерционные варианты, где нет по-настоящему амбициозных целей.
В качестве примера В. Гаевский привел Ставрополь. Уровень его доходов растет: за полгода краевая столица получила объем средств, которого по большому счету достаточно для покрытия расходов города до конца декабря. Однако насколько эффективно они расходуются, отметил губернатор, можно судить уже по тому, что до сих пор нет генплана Ставрополя, практически потерян городской общественный транспорт, не акционируются предприятия ЖКХ, давно висят огромные долги за энергоресурсы… Но по-прежнему не озвучены четкие предложения по коренному изменению ситуации в целом.
Критике в связи с этим глава края подверг и существующую систему госзаказа. Это еще один очевидный парадокс. По его словам, с одной стороны, в регионе очень четко работает казначейская система, и, по сути, каждый казенный рубль оказывается «под рентгеном». С другой – комитет по госзаказу попросту изо дня в день «штампует схемы», что позволяет кому-то получать на госзакупках немалые «откаты»…
На перспективу В. Гаевский потребовал абсолютно новых «творческих и эффективных» методов бюджетного планирования, которые по максимуму учитывали бы специфику районов, решали злободневные проблемы, но также работали и на будущее.
– Правительство края должно понять, что работа над бюджетом не должна начинаться проектом и заканчиваться отчетом на заседании Госдумы, – резюмировал он. – Нужно сначала ставить цели, а в конце года говорить об их достижении. И это должно стать сутью бюджетной политики в крае.
Остальные вопросы (а их в повестке заседания ПСК значилось около тридцати) одобрили практически без обсуждения. Правда, чуть подробнее остановились на двух проектах распоряжений, подготовленных еще при прежнем составе правительства. Речь шла об утверждении трех инвестиционных проектов для субсидирования из казны части процентной ставки по кредиту. Зеленый свет дан был только одному: в селе Верхнерусском должен появиться завод по производству строительных материалов. А вот в финансовой помощи для проекта, предусматривающего строительство нескольких автозаправочных станций на КМВ и в Невинномысске, члены правительства отказали. Мол, это не социально значимый проект, куда следовало бы вкладывать государственные финансы. С заявлением же о предоставлении субсидии ставропольскому предприятию «Меркурий», заявившему о создании центра продовольствия, решили повременить. Зампред правительства Г. Ефремов пообещал лично уточнить, что это за центр и насколько в нем вообще может быть заинтересован край.
Говорили на заседании правительства и о «незавершенке». Губернатор в связи с этим акцентировал внимание на итогах внешней проверки исполнения краевого бюджета за прошлый год, проведенной Счетной палатой СК. (О ее не особо радующих результатах «СП» писала в предыдущем номере). По словам В. Гаевского, аудиторы еще раз подтвердили, что средства ежегодно «размазываются тонким слоем по тарелке». По сути, лишь ради популизма закладываются деньги сразу на 150-200 стройобъектов, как следствие – пока их достраивают десятилетиями, инфляция съедает миллионы и миллионы. Ныне целесообразнее придерживаться иного принципа: например, каждые два года заканчивать примерно по четыре десятка незавершенных строек. Присутствовавший на заседании председатель ГДСК Д. Еделев от имени депутатского корпуса пообещал губернатору полную поддержку в этом вопросе.
18 июля 2008 года