Творчество Ольги и Василия Поляковых
У Ольги и Василия Поляковых все вместе, все пополам. Натянутая как струна Ольга так же способна к творчеству, как ее мягкий и вдумчивый муж. Родились в один год, она - в Моздоке, он - в Ставрополе, и оба в 1989-м поступили в Ставропольское художественное училище, занимались у одних и тех же учителей. Приятно слышать от этой дружной пары, как уважительно, с любовью и даже восторгом они отзываются о своих преподавателях, каждый из которых им что-то дал свое, открыв свои секреты мастерства: П. Охрименко помог в области живописи, Е. Кузнецов «поставил» рисунок, поддержал в начинаниях, помог попасть в «Солнечный квадрат». Ольга и Василий вместе ездили на этот пленэр в Вологодскую область, в имение Литаревых, где когда-то жил Игорь Северянин. Проводились пленэры и в Архызе, в Осетии, в Переяславле-Залесском. Многое молодые люди почерпнули для себя, многому научились у коллег. Много создано хороших, свежих по мысли композиций, пейзажей, этюдов. Работа Ольги «Пауза» 2000 года заняла призовое место на молодежной выставке в Ставрополе.
У Поляковых одинаковые вкусы, предпочтения. Любимым художником называют Вермеера Дельфтского. Хотя интересы Ольги больше лежат в русской фреске, русском символизме, в творчестве В. Борисова-Мусатова. Василию ближе Рембрандт, Караваджо. Проблемы передачи тонких нюансов света он считает главной задачей творчества.Супружеская пара много путешествует - бывают в Москве, Петербурге, ездили и в Европу. Выставлялись в Брюсселе, общались с коллегами в Париже, в немецком Трире. Везде их творчество вызвало интерес, внимание. Василию удалось побывать на Востоке: с выставкой «Солнечного квадрата» он посетил Египет, ЮАР, Бангладеш. Вот откуда в его полотнах появились сочный пряный колорит Африки, более сложная палитра красок, неординарные композиции.
Василий и Ольга причисляют себя к православным, состоят в церковном браке, у них подрастают две дочки. Тема веры занимает обоих супругов. Василий много работает над картинами по сюжетам Нового Завета. Художник воспринимает Новый Завет как некие моральные драмы, которые разыгрывались в древности на Востоке. Подход к решению задуманных композиций реализуется у него изображением восточной экзотики — длинных светлых одеяний, характерных «восточных» лиц, антуража, средиземноморских пейзажей, пронизанных солнечным светом. Сущность этих драм и чудесных событий глубоко волнует художника. Он рассказывает, что, например, в Египте его взор привлекали не пирамиды, а христианские древности. Поразила воображение церковь на месте обретения мощей евангелиста Марка. Глубокой страстью раскаяния проникнута работа Полякова «Возвращение» (притча о блудном сыне). Полна драматизма «Клевета» (Христос перед Пилатом). Очарованием умиротворенного покоя дышит ориентальная композиция «В пути» (бегство в Египет). Обращается художник и к современной церковной тематике. Как трогательна малышка в белой косынке («Первая исповедь»). С искренним чувством относится Поляков и к казачеству. Нельзя не задержать взгляд на полотнах, где возле спящего казака играет младенец, на композиции, посвященной проводам на войну. Сам художник объединяет содержание этих картин понятием лирического патриотизма.
Большое место в творчестве Василия занимает женский портрет. С огромной любовью он пишет жену. А вообще у него все лица получаются достоверными, точными. Женщины словно светлые, радостные утренние видения, напоминающие образы любимого им Вермеера Дельфтского. Женщины эти живут в безмятежном спокойном мире... Стоит подчеркнуть особую деликатность легких, неназойливых «ню»: у Полякова они отличаются мягкой выразительной грацией, изящной кошачьей пластикой. Он сам смеется: «Я любитель закругленных форм, угловато писать не умею!».
Есть у Василия и прямые реплики из так называемого вен-ского модерна начала ХХ в.: «Шалаш» и «Поцелуй». Более того, в «Яблоне» приемы венского модерна перенесены автором на русскую почву, и родилась очень красивая, своеобразная картина - настоящий гимн радостям детства. Василий не только творчески, но и коммерчески успешен, он провел уже восемь персональных выставок, а на передвижной Академической выставке получил серебряную медаль.
В творчестве Ольги Поляковой, несомненно, большую роль сыграл В. Борисов-Мусатов, у которого ею взяты многие приемы решения цвета, композиций. Увлечена она, так же как и муж, эстетикой модерна, с ее склонностью к монументальным образам. Как отзвук далекого славянского прошлого в картинах Ольги гармонично присутствует образ Богоматери. Она интерпретирует его в сложных картинах-видениях: «Кариатида», «Зима», «Куст сирени». Одухотворенная дева, укрывающая своим платом горное селение, сильная кариатида-дерево с обильными плодами, смутный женский силуэт у куста сирени - все это характерные архетипы, пришедшие из языческого прошлого. Среди полотен Ольги выделяются выстроенные, с четким ощущением пространства пейзажи. Есть у художницы серьезное желание заниматься детским портретом, но преподавание в художественной школе и училище отнимает много времени. С 1996 года Ольга регулярно и успешно выставляет свои произведения на выставках. Картины ее охотно раскупаются и сейчас находятся в десятках частных коллекций за рубежом.
Искусство семьи Поляковых мне представляется предназначенным для тех, кто ощущает себя духовной элитой общества, поскольку апеллирует к людям с развитым художественным вкусом, призвано услаждать взор, украшать (в лучшем смысле этих слов), разнообразить обыденность, скуку жизни. Когда я думаю об этой семье художников, мне становится обидно за талантливую пару, ведь творчество этих очень современных мастеров не выходит за рамки станковой живописи. Между тем у обоих Поляковых огромный потенциал в направлении монументальных форм: хороший рисунок, верное ощущение пространства, великолепный колорит. Они могли бы украсить стены общественных и культурных центров, которые сейчас пестреют примитивной рекламой. Но никаких движений в обществе на этот счет, увы, нет, и как это сделать, никто не знает. Не менее досадно и то, что в Ставрополе все еще нет галереи современного искусства, где могли бы свободно выставляться и устраивать аукционы молодые художники. Надо ли говорить, насколько это важно для по-настоящему культурного города? Города, в котором вырастают такие замечательные мастера.
4 июля 2008 года