Фонд обязательного медицинского страхования Ставрополья тратит деньги с нарушениями
Собственно в большей степени именно эта скандальная ситуация в свое время и привлекала к деятельности фонда ОМС особое внимание общественности, а также проверяющих и контрольных служб. В частности, совсем недавно стали известны результаты проверки фонда Счетной палатой СК.
Внимание аудиторов было сосредоточено прежде всего на том, по назначению ли и вообще насколько эффективно и рационально использовал фонд ОМС бюджетные деньги, предназначенные на лечение граждан в прошлом году и первом квартале нынешнего года. Как оказалось, нарекания, которые до того неоднократно звучали в адрес фонда от депутатов и краевых чиновников, были вполне обоснованными. ФОМС работал и распоряжался казенным рублем не всегда так, как предписывает закон.
Приведем несколько примеров, зафиксированных в отчете Счетной палаты края. Начнем с того, что финансовые документы фонда для проверки аудиторам пришлось «выбивать» чуть ли не с боем. Руководство ФОМСа, а возглавлял его тогда исполнительный директор Ю. Казаков, сразу не представило полную информацию об использовании бюджетных средств. Собственно ситуация для специалистов Счетной палаты уже привычная, потому изъятие документов, как бывает в таких случаях, прошло при содействии краевого Управления федеральной службы безопасности.
Что касается непосредственно финансовой деятельности ФОМС, то здесь обнаружилось немало сомнительных и неоднозначных эпизодов. К примеру, оказалось практически невозможным проверить, использовались ли по назначению страховые взносы на обязательное медобслуживание неработающего населения. Эти деньги поступали на основной счет фонда. То есть, по сути, оказывались в одном денежном «котле» со всеми поступлениями в ФОМС: дотациями, субсидиями, недоимками, пенями и т.д. Как пояснили в Счетной палате, такой бюджетный учет фонда совершенно не обеспечивает прозрачности в том, как были потрачены эти целевые взносы на лечение неработающих граждан. И каким-то образом проверить «полноту и эффективность их использования не представляется возможным».
Есть также в фонде так называемый нормированный страховой запас. По сути, эти средства служат своеобразной «заначкой» исключительно на случай каких-то сбоев в финансировании, экстремальных и непредвиденных ситуаций. Эти деньги, как принято говорить, не являются свободными, то есть их нельзя пускать на какие-то срочные нужны фонда. Однако так прописано в документах, на деле же руководство ФОМС распоряжалось «заначкой» иначе. И, в част-ности, в прошлом году более ста тысяч запасных рублей ушли исключительно на управленческие расходы.
Кроме того, обнаружились недоработки и со средними показателями. Поясним, что объем средств, который направляется на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, ежегодно рассчитывается примерно. Используются при этом средний подушевой норматив и численность постоянного населения края. Получилось, что, например, на 2008 год расчет финансирования упомянутой программы ОМС населения строился на подушевом нормативе в 1751,4 рубля, что почти на 450 рублей ниже федерального норматива. Аналогичная ситуация, кстати, складывалась и в прошлом году. Такое минусовое отступление от федеральных норм обернулось финансовым дефицитом территориальной программы медобслуживания. В прошлом году он держался на уровне 19,5 процента, а в 2008 году превысил уже 23 процента.
И еще один момент, который однозначно заслуживает внимания. Это финансирование нацпроекта «Здоровье». Здесь кричащих нарушений выявлено не было. Но что насторожило, так это неполное использование денег. Довольно значительная часть финансов в 2007 году попросту зависла на счетах фонда, куда они были возвращены медучреждениями края. Это, как уже принято говорить, однозначный сигнал о неэффективности использования средств и неточном планировании расходов.
Кроме того, как показывает практика, редкая проверка ведомств Счетной палатой не выявляет нарушений и путаницы в области госзаказа. И по фонду ОМС также зафиксированы случаи, когда, к примеру, государственные контракты заключались с компаниями, лицензии которых на тот момент были приостановлены. Помимо этого, еще ряд госконтрактов вызвал претензии аудиторов Счетной палаты: где-то была существенно уменьшена первоначальная цена, в других случаях просто не обнаружилось некоторых документов, подтверждающих исполнение того или иного контракта...
Итоги проверки и соответствующие предложения Счетной палатой направлены в целый ряд ведомств. И в первую очередь – правительству края, краевому парламенту, правлению фонда обязательного медицинского страхования. Им предложено усовершенствовать нормативную базу деятельности фонда. А по ряду выявленных нарушений материалы проверки отправлены в прокуратуру, краевое управление антимонопольной службы.
P.S. Специалисты Счетной палаты края недавно закончили так называемую внешнюю проверку краевого бюджета-2007. Для анализа качества исполнения региональной казны аудиторы «гостили» у ряда главных распорядителей бюджетных средств, среди которых краевые министерства, комитеты, управления. Как стало известно, скоро эти результаты будут обнародованы, и среди них, по отзывам специалистов, есть довольно «любопытные» моменты.
4 июля 2008 года