Как выполняется реализация закона о социальной помощи населению Ставрополья
Вместе с председателем комитета по социальной политике ГДСК И. Ульянченко в рейде участвовали первый заместитель министра труда и соцзащиты населения В. Губанов, депутат краевой Госдумы В. Дубина, руководители муниципального района и ряда районных управлений соцзащиты. Их разговор начался с констатации печального факта о том, что деньги, выделенные на социальную поддержку нуждающихся, пока не используются. Причина хоть и проста, но не может не вызвать недоумения. Почти пять месяцев потребовалось на разработку порядка предоставления государственной соцпомощи, без которого закон не работал. По словам Виктора Губанова, этот подзаконный акт оказался достаточно сложным, поскольку требовалось учесть в нем многочисленные нюансы федерального и регионального законодательства. В общем, истина о том, что закон порядка требует, сыграла в данном случае роль тормоза, остановившего движение денежных потоков нуждающимся.
Теперь отсрочка, кажется, преодолена. Деньги из краевого бюджета уже перечислены в районные управления соцзащиты. Сейчас там рассматриваются первые заявления и составляются списки нуждающихся. Если раньше через краевой попечительский совет ежегодно на аналогичные цели выделялось примерно полмиллиона рублей, теперь в тридцать раз больше. Впрочем, всем нуждающимся не хватит и этих денег. Иван Ульянченко, подтвердив это, объяснил, что государственная социальная помощь будет носить адресный характер. Иными словами, органы соцзащиты выявить всех малоимущих не смогут. Те сами должны «суетиться».
Первое, что необходимо сделать, когда денег не хватает даже на скромную жизнь, - написать заявление в свой районный собес. Еще предстоит собрать немало различных справок. А в разговоре специалистов, которые участвовали в этом рейде, выяснилось, что не решен еще целый ряд организационных вопросов. Не все районные управления соцзащиты четко представляют, как им работать с заявителями, как координироваться с другими организациями, которые тоже помогают малоимущим. Времени же для того, чтобы деньги пошли по конкретным адресам, остается все меньше и меньше.
Конкретный размер помощи из краевого бюджета может колебаться от 30 до нескольких тысяч рублей. В зависимости от того, насколько доходы каждого конкретного нуждающегося недотягивают до установленного прожиточного минимума. И оказывать ее будут адресатам не более одного раза в год. Учитывая, что 23 процента населения сейчас имеют право рассчитывать на такую помощь, бюджетных денег явно недостаточно. И. Ульянченко в этой связи надеется, что депутатам его комитета удастся убедить коллег: в будущем бюджете края необходимо заложить более существенный резерв средств. Однако сделать это вряд ли удастся, если нынче «зависнут» уже выделенные деньги. А пока все к тому и идет, учитывая нерасторопность органов соцзащиты.
В ходе этого рейда обсуждались и философские темы. Как известно, голодающему можно помочь двумя способами: просто дать рыбу или снабдить удочкой, научив такую рыбу ловить. Пока краевое законодательство использует только первый вариант, который «долгоиграющего» эффекта не гарантирует. Хотя опыт других регионов показывает: куда более действенны меры, способные обеспечить безработных и нуждающихся хоть какими-то стабильными доходами благодаря возможности найти работу, открыть свое дело или хотя бы расширить личное подсобное хозяйство. Руководитель социального комитета в этой связи признал, что принятый в прошлом году закон — всего лишь «первая ласточка» в деле государственной социальной поддержки на Ставрополье. И обещал подумать вместе с коллегами, как сделать помощь из бюджета более эффективной.
27 июня 2008 года