00:00, 24 июня 2008 года

Закон о замене льгот на ЕДВ: чего можно ожидать?

То есть все традиционные льготы – на содержание жилья, коммунальные услуги, телефон, радио, проезд и даже зубопротезирование – предлагается заменить на ЕДВ в размере 800 рублей.

Вопрос этот касается 250 тысяч жителей края, потому думаю, полезно вспомнить печальную историю первого этапа недавней монетизации льгот, с момента введения которой минуло всего три с половиной года.

В частности, краевым законом с 1 января 2005 года бесплатный проезд ветеранов труда в общественном транспорте был заменен всего на 50 рублей ежемесячных выплат. Во время встреч с ветеранами бывшее руководство края с расчетами в руках доказывало, что этого вполне хватает, ибо позволяет десять раз в месяц доехать до поликлиники. Но на вопросы, как те же десять раз возвратиться домой из поликлиники, или навестить детей и внуков, посетить рынок и магазины, ответов не прозвучало. Такие неоднозначные объяснения обернулись тем, что в Ставрополе пенсионеры стали перекрывать дороги. И вот уже в феврале 2005 года вышло распоряжение губернатора края об увеличении компенсации за проезд с 50 до 250 рублей. Вдумайтесь в эти цифры! Ошибка измерялась даже не 30-50 процентами, конечная сумма превысила начальную в пять(!) раз…

Стоить вспомнить эту историю уже для того, чтобы снова не наступить на те же грабли, а серьезно, не спеша, все обсчитать и обдумать, тем более что цена вопроса возросла более чем в три раза. В защиту нового законопроекта чиновники говорят следующее: мол, люди теперь будут получать равные меры социальной защиты, а сегодня льготы распределяются неравномерно. Скорее, все наоборот. Нынешние льготы распределяются вполне пропорционально фактическим затратам каждого ветерана. А если платить всем ежемесячно по 800 рублей, то одни ветераны будут иметь хоть небольшой, но доход, а другие – и таких большинство – будут страдать от немалых материальных потерь.

Понятно, что условия проживания и набор услуг, которыми пользуются ветераны труда, индивидуальны. Так, у всех разная жилплощадь. Единый тариф на отопление отменен, и оплата за тепло зависит от года постройки жилого дома, его этажности и количества подъездов. Введены три системы оплаты за телефон. Дифференцированы также тарифы на электроэнергию и газ. Кроме того, изначально абсолютно разные условия проживания в городской и сельской местности… Все это порой создает очень большую разницу в фактических затратах и льготах ветеранов труда. Отсюда собственно сложность в определении той денежной суммы, которую должен получать человек.

Мною рассчитано пять вариантов денежной компенсации льгот ветеранам труда: на случай, если ветеран труда проживает один; живет с кем-то вдвоем; если второй супруг просто пенсионер или также ветеран; при социальной норме площади проживания, утвержденной краевыми законодателями, и при фактических условиях проживания. Расчеты показали, что минимальная(!) граница компенсации составляет не 800, а порядка 1100-1200 рублей. К слову, в расчет даже не вошло зубопротезирование и проезд внутри края, так как далеко не каждый этим пользуется. Заметьте, названные суммы разнятся как минимум в полтора раза.

Отдельно остановлюсь также на социальной норме проживания, то есть краевых стандартах в жилищной сфере: согласно краевому закону, на одиноко проживающего гражданина приходится 33 м2, а на два члена семьи – 42 м2. Возможно, для расчета субсидий, получения жилья и ряда других случаев краевые стандарты и должны применяться. Но абсолютное большинство ветеранов труда по возможности в советские времена улучшали свои жилищные условия. Дети и внуки теперь «разлетелись». И что, десяткам тысяч ветеранов труда теперь менять свои добротные квартиры, в которых они прожили десятки лет, на пресловутую «социальную норму»? Абсурдно.

Кроме того, из-за неуправляемой инфляции особое внимание должно быть уделено последующей индексации ЕДВ. Она должна проводиться не по средней цифре инфляции по стране (это как средняя температура в больнице), а конкретно по росту тех затрат, которые компенсируются через денежные выплаты. Так, правительство России на 2009-2011 годы одобрило ежегодное повышение тарифов на электроэнергию в 25 процентов. В целом же поставлена задача, чтобы среднегодовой уровень инфляции не превышал 10 процентов. Соответственно в расчет индексации ЕДВ должно закладываться именно 25, а не 10 процентов. То же самое просчитывается и по другим составляющим затратам.

Помимо этого, уровень инфляции различен и для отдельных социальных групп населения. Если условно разделить все население на три группы – малоимущие, со средним достатком и обеспеченные, – то при средней инфляции по стране 11,9 процента в 2007 году, думается, что для первой группы, куда относятся пенсионеры, в том числе и ветераны труда, она может перевалить за 20 процентов, а по третьей группе составлять и ниже десяти. Более 90 процентов всех затрат малоимущих составляют питание, коммунальные расходы и лекарства – то, на что как раз и растут цены. Было бы полезно краевым властям выступить с законодательной инициативой, чтобы инфляция в стране отражалась как в целом, так и по отдельным социальным группам населения. И обязательно использовать этот принцип и в крае. Тогда многое бы стало видно в другом свете. Тогда стало бы более наглядно, что повышение пенсий во многом только нейтрализует инфляцию, а не улучшает материальное состояние пенсионеров, о чем принято говорить, сравнивая процент увеличения пенсии со средней инфляцией по стране.

Кроме того, что выплата ветеранам труда, по моему мнению, не должна быть ниже 1200 рублей (это без зубопротезирования и проезда по краю), предлагаю еще один возможный вариант компенсации льгот. Это индивидуальная денежная выплата каждому ветерану труда, аналогичная субсидиям на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а также оплаты льгот по телефону. Это несколько осложнит работу отдельных социальных органов, но думается, что не очень, ибо в отличие от телефона размер льготы по которому может меняться ежемесячно, тарифы на коммунальные услуги устанавливаются один раз в год. Зато выгода от такого решения вопроса в том, что ни отдельный человек, несмотря на разные условия проживания, ни краевой бюджет в целом, не будут по большому счету ущемлены. А ведь именно это в идеале является главной целью любого законопроекта.

* * *

Также по теме:

Депутаты примут проект закона о замене льгот денежной выплатой

Г. МАХЛИНОВСКИЙ
«И про инфляцию не забыть»
Газета «Ставропольская правда»
24 июня 2008 года