00:00, 18 июня 2008 года

Воровство в супермаркетах: реальное и надуманное

Но конфликты все же случаются, когда эти системы оказываются неэффективными и в число подозреваемых в воровстве попадают честные покупатели. Исход таких унизительных ситуаций – попробуй докажи, что не виноват! - подчас бывает трагичным. Пример тому письмо, поступившее недавно в редакцию «Ставрополки».

Презумпция виновности

«29 мая около 22-х часов я зашла в магазин «Универсам Первый» на Ботанике, - пишет жительница краевого центра Виктория А. - Там я купила ананас и ягоды, а когда расплачивалась на кассе, из сумки выпали влажные салфетки для рук. Мои салфетки, заметьте, я всегда ношу их с собой. В этот момент упаковщица с соседней кассы начала очень категорично при всех меня обвинять, мол, я украла эти салфетки в их магазине. Я стала доказывать, что не воровка и чужого не брала. За меня заступилась пожилая пара. Но и мои, и их доводы остались не услышанными. Сотрудница универсама сумела перекричать всех. Видя, что все попытки урезонить ее бесполезны, я попросила книгу жалоб. Но ее мне не дали. Потом мне стало плохо - я на восьмом месяце беременности, поэтому присела на стул в углу и разревелась. Я очень перенервничала, ночью мне стало еще хуже. Неужели эта женщина в супермаркете не знает, что беременным такие встряски противопоказаны? Ведь вопрос-то копеечный. Всего-то и нужно было проверить съемку камеры слежения или маркировку салфеток...».

Кстати, видеокамера, как выяснилось в дальнейшем, «оправдала» Викторию, но в записи не оказалось звука. В беседе с корреспондентом «СП» директор универсама Надежда Песоцкая и ее заместитель Елизавета Аслазанова, дежурившая в тот день в магазине, утверждали, что ничего плохого покупательнице персонал не сделал: просто поинтересовались, оплачивала ли она выпавшие салфетки. В общем, продолжения конфликта здесь не хотят и пытались извиниться. Но почему-то не при личной встрече, а… по телефону. Более того, в качестве «отступного» магазин отправил Виктории корзинку фруктов. Впрочем, корзинка материализовалась лишь после того, как женщина направила жалобу в управление Роспотребнадзора по СК.

Случаи, когда покупатель оказывается под подозрением, нередки, и далеко не все из них заканчиваются подношением фруктов. Чаще всего остается лишь неприятный осадок. Читательница Юлия П., например, рассказывает, что зашла в один из супермаркетов с бутылкой шампанского в сумке, чтобы купить к ней коробку конфет. Менеджер магазина, заметив «игристое», попросил объяснений. Вопрос был улажен только после просмотра записи камеры слежения: на пленке было явно видно, что Юлия даже не заходила в отдел алкогольной продукции. Более того, оказалось, что в ассортименте магазина на тот момент такого сорта шампанского не было вовсе.

Другую историю рассказал Николай Н. Несколько месяцев назад в одном из сетевых магазинов краевого центра его попросили оставить в камере хранения сумку с фотооборудованием общей стоимостью около 70 тысяч рублей. Он отказался. На выходе, видимо, из принципиальных соображений сотрудники тщательно досмотрели содержимое сумки. Пришлось потребовать извинений за отнятое время.

Не без греха

Психологи утверждают, что 80 процентов людей возьмут то, что плохо лежит, только при определенных условиях, 10 процентов не сделают этого никогда, и только оставшиеся 10 крадут осознанно. Составлена даже классификация магазинных воришек. Наиболее опасны, по мнению экспертов, профессионалы, работающие в группе или поодиночке. Такие выносят небольшие, но ценные предметы: спиртные напитки, бритвенные принадлежности, косметику и другие товары, которые впоследствии сбывают. Профессионалы магазинного воровства хорошо осведомлены о противокражных системах и вооружены собственными методами противостояния им.

Остальных нечистых на руку покупателей специалисты разделяют на «любителей» и «забывчивых». К первым относят клептоманов, которые не прочь стянуть что-нибудь «на память», и стихийных воров. Эта категория предпочитает недорогую мелочь: сигареты, жвачки, кондитерские изделия.

Наконец, «забывчивые» - это те, кто решается украсть из спортивного интереса. Ценность товара их не волнует. Как показывает статистика, таких обычно берут с поличным на выходе, где они говорят, что забыли заплатить за товар. Кстати, российская действительность подарила миру еще один тип магазинных воров, которые съедают и выпивают на месте все украденное.

Однако было бы несправедливым «валить» все магазинные кражи на бедных покупателей. По статистике, 30-40 процентов хищений на совести персонала самих магазинов. Варианты «нагреть руки» здесь есть практически у всех: от грузчиков до кассиров. Кстати, насчет последних. Мы часто оставляем чеки на кассе и, оказывается, зря: нечестному кассиру ничего не стоит забрать чек и произвести его отмену, а деньги забрать себе. Еще одним распространенным способом обмана является продажа товаров по заведомо ложным ценам. Например, часто бывает, что сумма на ценнике товара и сумма на кассе различаются. Товар же должен отпускаться по той цене, что указана на товаре.

Чип-чип-чип и рамка

Обычно магазины отказываются обнародовать информацию о размерах своих убытков от хищений. Но по некоторым данным потери от краж покупателей и самого персонала в крупных российских супермаркетах составляют 40-60 тысяч долларов в год, в магазинах поменьше - от 15 до 28 тысяч. Стоимость самой примитивной системы противокражного оборудования, рассчитанного на небольшой торговый зал, стартует от 9 тысяч долларов. Однако далеко не все владельцы магазинов готовы вкладывать такие суммы в защиту своего бизнеса. Тем более что с усовершенствованием защитных систем эволюционируют и методы воровства. Некоторые хозяева считают, что проще компенсировать потери, вычитая недостачу из зарплат персонала, или изначально «прячут» их в цену товара. В последнем случае добросовестный покупатель платит за то, что потенциально могут украсть его нечестные сограждане.

К превентивным мерам в борьбе с ворами можно отнести переход на обслуживание по персональным картам клиентов. Таким образом, уже на начальном этапе отсекается значительная часть внешних воришек, а клиенты, замеченные в краже, лишаются своих карт или вносятся в специальный банк неблагонадежных посетителей.

Другим проверенным способом борьбы с кражами считается видеонаблюдение. Обычно камеры устанавливаются таким образом, чтобы хорошо просматривались кассы, стойки с дорогим товаром, центральный вход и служебные входы-выходы. Причем зачастую психологический эффект от осознания постоянной слежки во много раз превышает пользу от самого видеооборудования. Именно этим объясняется большое количество муляжей видеокамер и табличек с надписью «В торговом зале ведется видеонаблюдение».

Но основная нагрузка по защите имущества от несанкционированного выноса возлагается, как правило, на специальные чипы, устанавливаемые на товар некоторыми производителями, поставщиками либо самими магазинами. В последнем случае речь идет, как правило, о крупных сетях. В единичных точках продаж эта мера просто не окупается, там обычно работают по штрихкодам, которые считывает кассовый аппарат. Именно в таких магазинах может быть допущено больше всего ложных обвинений в адрес покупателей, приходящих с товарами, купленными в другом месте.

Специальные метки, предназначенные для сообщения о несанкционированном выносе товара, бывают трех видов: радиочастотные, акусто- и электромагнитные. Наиболее распространены метки первого типа. Их плюс - безвредность для здоровья, минус - довольно большой размер этикетки и несовместимость с металлическими товарами. Этикетки электромагнитных систем могут «мимикрировать» под обычный ценник или защитную полоску, напоминающую елочное украшение «дождик». Их главное достоинство - незаметность при правильной установке. Однако вызывает сомнения безопасность таких антикражных систем для здоровья окружающих. В старушке Европе они были запрещены к использованию после того, как тамошние защитники прав доказали, что излучение электромагнитной рамки может остановить работу кардиостимулятора. Кроме того, специалисты отмечают плохую деактивацию таких меток.

Самыми перспективными сегодня считаются акустические этикетки, но они почти вдвое дороже электромагнитных. На одежду, обувь, очки и тому подобные товары обычно крепятся жесткие датчики, которые нельзя снять без ключа без повреждения вещи. Защита защитой, но нужно помнить, что обыскивать покупателя, заподозренного в краже, имеют право только сотрудники милиции. Поэтому некоторые магазины приобретают ручные детекторы, позволяющие проверить наличие неоплаченного товара, не касаясь клиента.

Кстати, многие магазины просят покупателей оставлять свои сумки в специальных ящичках на входе. При этом обычно над ними красуется надпись: «Администрация магазина за оставленные на хранение вещи ответственности не несет». Это незаконно. Получаемый вами ключ от ящичка свидетельствует о некоем договоре, заключаемом с магазином о том, что он берет на себя ответственность за ваши личные вещи. Другое дело, что в случае кражи бывает довольно проблематично доказать, что у вас в сумке было что-то ценное.

Многие владельцы магазинов ищут нетрадиционные способы борьбы с воровством. Некоторые из них не без юмора. Так, в одном из супермаркетов обнаружили, что грузчики потихоньку «таскают» продукты питания. Видимо, трудно было людям работать на голодный желудок в продовольственном раю. После того как руководство организовало бесплатное питание, кражи прекратились. А владелец цветочного магазина сократил недостачи, разрешив своим сотрудникам оставлять себе выручку последнего часа работы.

Кстати, с 31 мая этого года вступили в силу поправки к статье 7.27 («мелкое хищение») КоАП РФ. Теперь мелким признается хищение на сумму до тысячи рублей. Раньше эта сумма составляла 100 рублей. Кроме того, административный штраф за похищенное имущество увеличен с трехкратной до пятикратной стоимости этого имущества.

«Держи вора!»
Газета «Ставропольская правда»
18 июня 2008 года