00:00, 30 мая 2008 года

Александр Ишков. Рыбный адмирал

В нашем же крае это событие осталось незамеченным. А ведь к Ставрополью этот человек имеет самое прямое отношение. Речь – о нашем земляке, уникальной, можно сказать, личности, крупном государственном деятеле, Герое Социалистического Труда Александре Акимовиче Ишкове. (Умер он 20 лет назад - 1 июня 1988 года).

Да, родился А. Ишков действительно в Ставрополе. Трудовую деятельность начал 14-летним подростком – подручным мастера в электромеханической мастер-ской. С 1924 по 1929 год - на комсомольской работе опять же на Ставрополье. А с 1930 года вплоть до ухода в 1979 году на пенсию был связан с рыбохозяйственной отраслью страны. Менялись названия: наркомат, министерство рыбной промышленности, Главное управление рыбного хозяйства при Госплане СССР, комитет по рыбному хозяйству, министерство рыбного хозяйства… Сменяли друг друга руководители государства - А. Ишков оставался в своей отрасли бессменным лидером! Шаг за шагом превращал он рыболовство из кустарного промысла в мощную, современную отрасль.

Вот только несколько примеров. При его содействии в 1946-1948 годах на верфях ГДР началось массовое строительство для СССР среднетоннажных траулеров. В 1954 году был спущен на воду первый большой морозильный рыболовный траулер с кормовым тралением (БМРТ), что стало настоящей революцией в промысловом судостроении. В кратчайшее время это техническое решение распространилось на весь промысловый флот мира.

Кстати сказать, там же, в ГДР, на верфях «Штральзунд» был построен и супертраулер «Иван Бурмистров», названный в честь нашего знаменитого земляка, подводника, удостоенного звания Героя Советского Союза. А его сын Анатолий Иванович Бурмистров, потомственный военный моряк, уйдя в запас, потом еще десять лет ходил на рыболовецких судах, в том числе на БМРТ «Приамурье», успехи которого гремели на весь Тихоокеанский бассейн. Капитаном-директором этого судна тоже был наш земляк - ессентучанин Виктор Иванович Бекетов.

С 1956 года большие морозильные рыболовные траулеры строились уже в СССР. С появлением этих судов началась новая эпоха в рыболовстве: улов стал обрабатываться непосредственно в море, на берег доставлялась готовая продукция.

Следующий шаг - создание супермощного, невиданного дотоле крупнотоннажного рыбопромыслового и транспортно-рефрижераторного флота, строительство плавбаз. Год за годом промысел стал охватывать Мировой океан на всех широтах - от Арктики до Антарктики. Знаком высокого уважения стало учреждение профессионального праздника – Дня рыбака.

Почти все оценки его деятельности сводятся к тому, что А. Ишков прирожденный руководитель, личность мирового масштаба. Благодаря его инициативе и решительности наша страна, например, в негласном соревновании с Японией не раз выходила на первое место по добыче рыбной продукции.

Но есть, правда, и попытки преуменьшить достижения ведомства и заслуги его главы. Мол, совет-ское рыболовство было одной из наиболее закрытых сфер. Успехи, о которых рапортовалось в официальных отчетах, на самом деле были мистическими. На прилавках, в отличие от нынешнего времени, ассортимент рыбы и рыбных консервов был крайне скуден. Существовала, дескать, рыбная мафия и т. д.

Мой собеседник А. Бурмистров – замечательный знаток истории не только военно-морского, но и рыболовецкого флота – прокомментировал эти суждения так:

- Проблем в рыбном хозяйстве, конечно, хватало. Но не надо забывать, что отрасль, как и другие, входила в тогдашнюю экономическую систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Известно, что значительная часть морепродуктов отправлялась на экспорт. И все же авторитет А. Ишкова, пожалуй, был сравним только со славой военного флотоводца адмирала Николая Герасимовича Кузнецова. К сожалению, сегодня состояние рыбной промышленности и рыбоохраны таково, что должно пройти еще много-много лет, пока они достигнут того уровня, который был при Александре Акимовиче.

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ