Время «раздевать» овец
Рабочий день стригалей, подносчиков, классировщиков и прочих специалистов в СПК «Дружба» Апанасенковского района начинается в восемь и заканчивается в шесть вечера. Стригали – а их здесь восемь человек - говорят, можно было бы и до полуночи трудиться, только вот остальные 20 работников пункта не согласны: их еще дома так называемая вторая смена ждет. Второй год хозяйство пользуется услугами наемной бригады.
- Преимущество в том, что сейчас мы не теряем ни минуты, - говорит главный зоотехник СПК Иван Гурский, - наших доморощенных стригалей – а это в основном женщины – приходилось возить на обед по домам. А там у каждой корова, порой и не одна: дойка, цыплята, поросята, семью тоже надо накормить - в общем, не отдыхает хозяйка, а еще больше за обед выматывается. Какая, скажите, после этого может быть производительность труда?
Словом, пожалело колхозное руководство своих женщин. А заезжие наемные мужики с овцой играючи разделываются, силушку богатырскую демонстрируя: один из мастеров все время поет - он у себя на родине, в Карачаево-Черкесии, с семи лет на сцене. Песня в среднем длится три минуты – как и стрижка. А у помощников уже другая овца наготове, на стеллаж ее кладут, и вновь звучит песня – то русская, то карачаевская. Старший в бригаде – Гаджи-Муса Шидаков, он уже 12 лет по таким вот командировкам ездит, в прошлом году тоже в «Дружбе» работал. Председатель Евгений Кущ старательность его приметил, потому и пригласил опять.
- Раньше в поисках работы приходилось далеко ездить, - рассказывает Гаджи-Муса, - в Ростов, Белгород, но сейчас трудимся только в Ставропольском крае, график четко расписан – ровно на месяц.
За день он снимает 70-80 шуб, да и товарищи ненамного отстают. В общем, что ни день – то отара готова. В СПК есть своя лаборатория, опытные классировщики, старшей здесь Нина Еремченко, она уж более 20 лет в летнюю пору на стрижке трудится. Вместе с помощницами Татьяной Михайленко и Людмилой Морозовой сортируют шерсть: ценную в один контейнер, базовую - в другой, обножку – в третий. Дальше продукция идет под пресс и в склад.
- Качество в этом году отменное, - говорит И. Гурский, - сегодня обрабатываем отару старшего чабана Александра Коваленко, с ярочек получилась шерсть отличная.
Сам Коваленко - тут же, волнуется, конечно, но радости не скрывает. За все годы, что работает в колхозе, в его адрес звучат только похвалы. Стаж местных старших чабанов измеряется уже десятилетиями – кто 20, кто 30, а кто и более лет несет службу в степи. Из этого же списка – Георгий Дибров, Исмаил Чупанов, он, кстати, как раз пригнал свою отару на стригальный пункт. Чтобы преодолеть тридцать километров в тридцатиградусную жару, потребовался день - от рассвета до заката. 800 голов – стадо немалое, и удивительно, как чабан справился с ним в пути.
- А у меня помощница хорошая. Кукла, ко мне!
И венгерская «пастушка» уже ковром стелется у ног хозяина. Узнав, что в этот день на стрижку приехала специалист Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства (НИИЖК) Татьяна Русанова, Чупанов бросился расспрашивать ее об австралийских келпи – слышал, что при институте существует единственный в стране питомник этой породы собак. Решил купить себе еще одного четвероного подпаска.
…А пригнанное стадо надо сутки выдержать, не поить, не кормить – так животным легче перенести неприятную процедуру стрижки, и продукция не загрязнится аммиаком. Шерсть хоть и убыточна для сельхозпредприятия, но работают с ней все равно старательно. Многие хозяйства даже не пытаются ее сортировать, говорят: а зачем, если все равно за копейки продается. Но в «Дружбе» надеются, что когда-нибудь былая слава ставропольского руна вернется, и обидно будет, если к тому времени потеряется опыт ее классировки. Главный зоотехник вспоминает времена, когда колхоз жил от стрижки до стрижки – денег вполне хватало. Овец было более 40 тысяч голов, и шерсти получали по 200-250 тонн. А зерно служило как бы подсобным производством: половину будь добр сдай государству, а остальным кормили овец. Вот уж точно - золотое оно было, руно. Сейчас мир переоделся в синтетику и удивляется, почему дети уже с рождения становятся аллергиками…
Но даже убыточный процесс получения шерсти можно как-то корректировать. С этой целью сотрудники Ставропольского НИИЖК постоянно проводят исследования: Т. Русанова прибыла в одно из лучших, по мнению ученых, сельхозпредприятий с вполне определенной целью: установить затраты всего технологического процесса. Потому так подробно интересовалась зарплатой, расходом воды, электроэнергии и т. д. Результатами опроса осталась довольна, итоги исследования будут опубликованы в рекомендациях для других хозяйств края.
Вчера И. Гурский сдал первые 10 тонн шерсти в районную ассоциацию «Маныч», с которой СПК сотрудничает уже много лет. Хорошее качество продукции здешняя лаборатория подтвердила.