00:00, 8 мая 2008 года

Переправа

Главными реликвиями в семье еще при жизни В. Минеева стал чудом уцелевший дневник, где он делал записи в течение всех военных лет, и китель, украшенный тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны и четырнадцатью медалями.

Война для 19-летнего Владимира началась в сентябре 1941 года, когда его призвали в ряды РККА. Уже в армии он окончил школу младших командиров и прошел ускоренный курс военно-инженерного училища. С Первым Украинским фронтом в 1945 году дошел В. Минеев до Берлина. За все это время под его руководством на пути врага был взорван не один мост и не один построен для своих.

…Память детей и внуков наиболее полно хранит один эпизод, о котором после войны писали газеты. Владимир Минеев – тогда молоденький командир взвода Седьмой штурмовой инженерно-саперной бригады 13-й армии – получил непростое задание. В срочном порядке нужно было почти на два километра продвинуться в немецкий тыл и подорвать мост, который на тот момент имел для немцев стратегическое значение. Как раз по нему шли эшелоны с пополнением и боеприпасами. Происходило это в окрестностях украинского города Броды. Важный объект тщательно охранялся. На задание Минеев отобрал добровольцев: мост нужно было обязательно взорвать, пусть даже ценою жизней бойцов. Из строя тогда шагнули шестнадцать молодых солдатиков. Ночью двинулись в путь, погрузив в вещмешки сто двадцать килограммов взрывчатки, мотки бикфордова шнура да сухпаек на трое суток.

К мосту добрались довольно быстро. Однако мучительно долгие часы наблюдений дали понять одно: немцы дотошно соблюдают установленный порядок, и мост ни на минуту не остается без внимания. Часовые встречаются на середине моста через каждые пять минут. Смена постов – каждый час около приспособленной под караульное помещение избушки смотрителя. Решили, что одному нужно переплыть речушку точно в момент смены караула, тогда есть возможность одновременно с обеих сторон моста «снять» часовых. Выбор пал на сержанта Хорикова. План в итоге более чем удался. Часовые были без единого звука «сняты». Взорвали мост, все бойцы остались живы. Немцы же их преследовать не стали.

Минеев с солдатами вернулся к своим. Однако картина, представшая перед глазами, поразила: окопы, из которых пару дней назад они ушли, оказались пусты… Судя по всему, свои отступили, линия фронта сдвинулась. Бойцы поняли, что остались в глубоком немецком тылу. Вот тогда и начались два с половиной месяца скитаний по лесам и чащобам. Голода и холода большинство не выдержали, в итоге вышли, наконец, к своим двое – Минеев и тот самый сержант Хориков... Немного подлечившись, оба вскоре вернулись в строй.

Как уже говорилось, мосты и дороги Владимиру Минееву приходилось не только уничтожать. В числе последних, которые возвели в 45-м году, оказались знаменитые мосты через немецкие реки Нейс и Шпрее. Мост на Шпрее, протекающей через Берлин, возводили буквально за считанные часы, практически под открытым огнем противника. Сколько жизней было потеряно при той переправе, точно никто не знает...

К слову, кроме тяжелых испытаний, подарила война Владимиру и любовь. Именно возвращаясь с войны, он встретил Раису. В 1948 году у них родился сын Виктор, который потом выбрал карьеру военнослужащего, дослужился до полковника, однако получил признание коллег и в строительной сфере. А после и внук Владимир, как его дед, стал строителем.

Символично, что в военное время мосты и дороги В. Минеев успешно взрывал, а вот в мирное – исключительно строил. Когда закончилась война, он решил остаться в дорожном строительстве. Начинал с должности рядового мастера ДЭУ, потом стал прорабом, а в 1971 году возглавил дорожно-строительное управление №1 Ставропольавтодора. Если говорить о Ставрополье, то дорожники вспоминают Минеева по таким объектам, как мосты по дороге от Дивного до Элисты, мост через Маныч и другие. Он участвовал в строительстве трасс Беслан – Нальчик, Беслан – Махачкала. А на весь Союз он прославился благодаря мосту через реку Илим в Сибири. В 70-80-х годах прошлого века в учебниках деревянный мост пролетом в 52 c половиной метра называли уникальным...

Действительно своим характером и жизненной стойкостью, которые особо отмечают бывшие коллеги, Владимир Минеев был обязан прежде всего войне. Этого он хоть и не говорил прямо, однако всегда подразумевал, когда разговор заходил о том лихолетье. Празднование 9 Мая в семье обычно превращалось в ритуал. В этот день ветеран всегда надевал китель с наградами. Обязательными были встречи с бывшими сослуживцами, участие в параде, военные песни и рассказы за праздничным столом...

Сейчас это все превратилось лишь в семейные воспоминания. Кстати, вспоминают также родные, что все послевоенные годы Владимир Минеев искал того самого сержанта, с которым вышел из окружения после взрыва моста у Броды. Когда, наконец, нашел, сразу написал письмо. Да, к сожалению, опоздал. Всего несколько дней, как мы его похоронили, ответила тогда супруга сержанта Хорикова...