Через годы, через расстояния
Житель Ставрополя Георгий Пономарев, отметивший в апреле 84-ю годовщину со дня рождения, поныне бодр и весел, полон оптимизма, с радостью встречает каждый новый день. А ведь еще в 2005-м в суде доказывал, что он жив и не захоронен в украинской земле, где, оказывается, уже давно существует могила с его именем-фамилией.
«Ставрополка» уже рассказывала об этом удивительном человеке и его не менее удивительной судьбе. В 17 лет он поступил в авиационное училище, в ноябре 41-го попал в санитарную авиацию, а уже в декабре самолет Г. Пономарева потерпел аварию из-за отказа двигателя. Машина упала возле станции Верблюд Ростовской области. Летчик был контужен и три месяца лечился в госпитале. В 1942 году он окончил пехотное военное училище и стал командиром взвода разведки. 28 декабря 1943-го при захвате высоты у села Софиевка Днепропетровской области был... «убит» и похоронен в братской могиле.
Однако могила оказалась неглубокой, от холода Г. Пономарев «воскрес» и выбрался наружу. Но попал в плен, был узником Освенцима и Бухенвальда.
- Когда в апреле 45-го к концлагерю приближались американские войска, мы подняли восстание, - вспоминает ветеран. - Танки союзников потом даже в лагерь не зашли, поскольку у нас уже было свое самоуправление. Судебное разбирательство в 2005-м понадобилось для того, чтобы добиться медали «За освобождение Украины», выпущенной к 60-летию памятной даты. Но ведь я достоин ее. На могилу свою не ездил, хотя несколько раз и собирался — любопытно было бы посмотреть.
Получить заслуженную награду Георгию Пономареву помогли военкоматы Днепропетровска и Ставрополя. А вручал ее военный комиссар краевого центра полковник Сергей Гайдуков.
- Только без хитрости не обошлось, - смеется Г. Пономарев. - В Украине-то своим еще и по 200 гривен давали, чтобы медаль обмыть, а мне — шиш. Пришлось окунать ее в стакан со своим шампанским.
Вообще, военные комиссариаты обычно ассоциируются у большинства с организацией весеннего или осеннего призыва на службу. Мало кто знает, что этот род деятельности занимает всего лишь некоторую часть от общего объема работы. Менее заметная и редко освещаемая прессой сторона - военный учет, бронирование граждан на период мобилизации, назначение пенсий офицерам Минобороны и многое другое.
Среди этого «другого» - и поиск ветеранов войн, которым необходимо вручить заслуженные ими награды. Стоит ли говорить, что это большая кропотливая работа с различными архивами не только российскими, но и стран СНГ, бесчисленные запросы и сверки. Бывает, в каком-нибудь документе в написании фамилии ошибочно указана одна буква, и приходится уточнять, доказывать и подтверждать подлинность иного азбучного знака.
И тем не менее с 2005 года благодаря усилиям сотрудников военкомата Ставрополя 18 участников Великой Отечественной войны обрели заслуженные награды. Медаль «За оборону Кавказа» получила Д. Епишева, медаль Жукова А. Иванченко и другие. В 2006-м как память об отце было вручено удостоверение к ордену Славы III степени сыну участника войны рядового В. Будякова. А удостоверение к медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» - Н. Москалеву.
В числе тех, кого через годы нашли награды, также и девять участников войны в Афганистане. За мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга в ДРА, был удостоен ордена «За службу Родине в ВС СССР» III степени С. Мурзин. А ордена Красной Звезды по праву теперь принадлежат А. Погорелову и С. Шелухину.
Кроме того, военкомат разыскал трех офицеров, укреплявших конституционный порядок в Чечне, и вручил им медали. А одну - «За боевые заслуги» - жене погибшего в ЧР подполковника В. Зайкова.
- Служат военные верой и правдой, а ведь как их оценивают командиры, не все знают, - рассказывает С. Гайдуков. - Не будут же бойцы спрашивать у командира, представили их к награде или нет. Но время проходит, и все становится на свои места. Вот, например, для старшего прапорщика А. Погорелова, который в нынешнем феврале, то есть в 19-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана, получил орден Красной Звезды, это было настоящим сюрпризом.
Нередко в военный комиссариат Ставрополя обращаются родственники погибших солдат и офицеров с просьбой разыскать места захоронений. Пишут из Украины, Белоруссии, других государств. Понятно, что в первые годы после окончания Великой Отечественной часто было не до учета и анализа безвозвратных потерь, поэтому многие сведения о людях просто потерялись или оказались неточными. А сейчас что-то восстановить невероятно сложно. Тем не менее это делается, и здесь существенную роль играет взаимодействие с военкоматами других регионов. «Город» предоставляет сведения о тех, кто в 40-е годы прошлого века призывался с его территории или населенных пунктов края, а также о тех, кто захоронен в ставропольской земле.
- Нередко к нам приходят пожилые люди и утверждают, что они являются участниками войны, но тех архивов, где это задокументировано, не сохранилось, - говорит С. Гайдуков. - А для того, чтобы свое военное прошлое доказать в суде, требуются два свидетеля. Вот и просят нас помочь разыскать однополчан.
В последнее время ветераны Великой Отечественной войны все чаще интересуются в комиссариате, существуют ли сегодня те части, в которых они служили. Некоторые даже отправляются к местам дислокации, чтобы «посмотреть, как там сейчас». И вспомнить боевую молодость.