00:00, 25 апреля 2008 года

Михаил Аксиров на выставке «Художники Северного Кавказа»

Персональная юбилейная выставка из цикла «Художники Северного Кавказа» насчитывает 96 работ. На ее открытие приехала «группа поддержки»: отец Михаила - Муаед Аксиров, заслуженный художник КБР, жена-ставропольчанка, друзья-художники и родственники с двух сторон. Уже только это обстоятельство создавало ощущение «семьи народов», их историческое соседство, чувство общей Родины, о чем, собственно, можно и не напоминать - и так ведь понятно. Доказательней другое.

Пять лет назад отец и сын Аксировы выставлялись в этом же музее, но тогда Михаил еще находился, как говорится, в «тени отца». И вдруг директор музея Зоя Белая, совершавшая очередную поездку в поисках новых талантов, в Нальчике, в мастерской Аксировых, «открыла» Михаила. И ахнула, обнаружив исключительное своеобразие, светлое восприятие мира, удивительный перламутровый колорит его палитры.

- Я поняла, - рассказывает она, - что эта живопись требует серьезного изучения, одного взгляда мало...

А Тамара Ивенская, министр культуры СК, подчеркнула:

- Выставка Михаила Аксирова - большое событие. И то, что проходит она в преддверии Дня края, очень оправданно: среди его работ хорошо дышится, в них нет агрессии, и мы еще раз почувствовали, что пришла весна...

Эти добрые слова по-своему усилила Наталья Заиченко, начальник управления культуры Ставропольской городской администрации, признавшись в том, что «влюбилась в этого талантливого художника, который, несмотря на свою внешнюю сдержанность, создал неповторимый мир с осликами, веселыми бомжами, кошками и синичками. Кто его этому научил - отец?..». На что отец немедленно возразил: «Да я его не учил, а просто любил!». И уже серьезно Муаед Аксиров добавил:

- Признаюсь, мы нигде не встречали такого отношения к художнику, как на Ставрополье. Работники музея сами организовали выставку, привезли все работы, разместили их, даже афиши подготовили. Спасибо всем!

Каждое из выступлений и импровизированных откровений гостей и зрителей выставки добавляло новый штрих к портрету художника. Смысл размышлений профессора СГУ Клары Штайн, директора художественного училища Аллы Чемсо, художников Василия Полякова и Евгения Саврасова сводился к общему мнению: перед нами - высокий профессионализм, подразумевающий классическую школу живописи.

Мне думается, творчество Михаила Аксирова обращено к тем, кто согласен воспринимать жизнь с бескорыстной, почти бесплотной и оттого всемогущей светлой радостью. Его картины как-то не хочется называть «полотнами», быть может, потому, что слово «полотно» слишком тяжеловесно и, кроме того, за ним, по созвучию, тянется «плоть», а этого-то как раз художник старается избегать и при появлении в его пейзаже персонажей (будь то пара влюбленных или спящий на подоконнике кот) «отделывается» от них вполне условным контуром. Все в его мире преисполнено легкости, которая временами даже отдает таким... милым легкомыслием, и автор становится похож на беззаботного школьника, прогуливающего уроки.

В то же время легкость не умаляет бережного отношения М. Аксирова к тому, что он изображает. Наверное, еще и поэтому многие работы уже не просто легкие, они - трепетные. Например, «Зимний пейзаж» с кошкой» и «Дача Кордовского». Но бывает и наоборот: радость от общения с миром становится настолько интенсивной, что ни легкость, ни трепетность уже не в силах ее передать, и тогда цвет делается насыщенным, глубоким, я бы даже сказала - радостно агрессивным. Таковы очень запоминающиеся пейзажи: «Весна», «Озеро», «Июль»...

Один мой знакомый, азартный любитель изобразительного искусства, уже лет десять разрабатывает странную, но увлекательную теорию того, как следует осматривать художественные экспозиции. О выставке М. Аксирова он сказал так: «Нужно обойти зал пять раз, два - по часовой стрелке и три - против. Затем встать точно в центре и медленно оглядеться». Каюсь, я пока этим советом не воспользовалась. Может быть, напрасно. А вы попробуете?

* * *

Наша справка. Михаил Аксиров - участник многочисленных республиканских, зональных, российских и международных выставок, лауреат Государственной премии Кабардино-Балкарии в области культуры и искусства, лауреат международной премии «Артиада» и Ассоциации «Искусство народов мира», обладатель Гран-при Международного фестиваля искусств (Сочи, 2006 г.).

«Школьник, сбежавший с уроков»
Газета «Ставропольская правда»
25 апреля 2008 года