00:00, 24 апреля 2008 года

Пассажиры против хамства водителей маршрутных такси

Не знаю, наушники тому виной или парень просто задумался. Как бы то ни было, слов шофера он не расслышал. Необходимость повторного обращения, похоже, привела водителя в бешенство.

- Я тебе что, дебил, что ли? – распинался он. – Ты что меня тут за дурака держишь?

Словесный поток не иссякал даже после того, как молодой человек пересел вперед и вежливо попросил не кричать больше. Создалось впечатление, что на парня решили обрушить ненависть, накопившуюся за много лет. Пассажиры притихли. После рабочего дня у всех было одно желание – поскорее добраться домой. Утихомирить водителя никто не попытался. Однако «смирение» пассажиров не помогло. Повернув на улицу Дзержинского, шофер вдруг остановился и тоном хозяина жизни заявил:

- Так, быстро все вышли из маршрутки.

Признаюсь, сперва я несколько опешила. Выходить из маршрутки в центре города в час пик в мои планы никак не входило. Ввязываться в скандал тоже не хотелось. Видимо, такие же чувства питали и остальные пассажиры. И только «виновник» водительской вспышки гнева недоуменно поинтересовался у водителя:

- Если я вас чем-то не устраиваю, может, выйду я один? Зачем выгонять остальных? Они-то в чем виноваты?

- А мне уже наплевать, - рявкнул шофер. – Все быстро встали и вышли.

Тут терпение лопнуло. Пассажирам удалось поставить на место зарвавшегося водителя. Маршрутка тронулась с места, и мы, наконец, поехали. Поразительно, все это время мы стояли напротив Дома правительства, где остановка в принципе запрещена.

- Он нас за рабов считает, - сказала сидевшая напротив молодая женщина. – Или за крепостных. Живет за наши денежки и сам же решает, казнить нас али миловать. А что? Не будет нас, придут другие…

Чтобы разобраться в «феодально-рабовладельческих отношениях» между пассажирами и водителями маршруток, я обратилась в администрацию Ставрополя.

- Жалобы на некорректное поведение водителей маршруток, к сожалению, не редкость - комментирует ситуацию заместитель директора комитета городского хозяйства Роман Редько. – Если вы недовольны обслуживанием в маршрутном такси, можно обратиться в Единый центр диспетчерской службы пассажирских перевозок г. Ставрополя по телефону 23-50-28 или в городской отдел транспорта и связи по телефону 24-27-64. Мы заинтересованы в том, чтобы «очистить» город от недобросовестных водителей. Другое дело, что пассажиры, порой, сами не идут нам на встречу. Согласитесь, для того, чтобы правильно оценить происшествие, мы должны убедиться в том, что жалоба обоснована. А потому одного звонка, тем более анонимного, мало. Каждое из обращений рассматривается на заседании соответствующих служб, куда приглашаются не только владелец транспортного средства и «проштрафившийся» водитель, но и заявляющая сторона, то есть недовольный пассажир. К сожалению, многие граждане, узнав о необходимости явиться на заседание, отказываются от своих, порой, обоснованных претензий.

- Нежелание людей тратить время и нервы, в общем-то, понятно.

- Вы знаете иной способ добиться результата? Если хочешь отстоять свои права, нужно бороться до конца. Жаловаться можно и нужно. Но мы ратуем за объективную оценку конфликтной ситуации. Согласитесь, некорректное поведение нередко свойственно и пассажирам.

- Какие меры вы можете предпринять в отношении водителей, чья вина доказана?

- Мы ведем разбирательство не с частными лицами, коими в большинстве своем являются водители, а с предпринимателями и предприятиями, владеющими данным транспортным средством. Это в их интересах, чтобы нареканий было как можно меньше. Потому что в противном случае мы можем расторгнуть договор на право пассажирских перевозок. Кроме того, недавно был принят краевой закон «Об административных правонарушениях». В соответствии с этим нормативным актом нарушение правил пассажирских перевозок грозит штрафом от 500 до двух тысяч рублей. Сейчас проводится конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. Мы выступаем за то, чтобы обладали этим правом крупные транспортные организации. Это ни в коем случае не стремление к монополизации. Образно выражаясь, генерал не должен командовать солдатами. Ни к чему, кроме беспорядков это не приведет. Выстраивать отношения не с частнохозяйствующими субъектами, а хорошо зарекомендовавшими себя крупными организациями, не только проще, но и гораздо эффективнее. От этого выиграют все и, в первую очередь, пассажиры.

…Сложно не согласиться с логикой чиновника. Одного опасаюсь. Как известно, чем меньше конкурентов, тем проще диктовать свои условия. Не исключено, что «укрупнение» приведет к очередному скачку цен на проезд.

Р. S. Когда я решила посмотреть на табличку с фамилией водителя, которая раньше всегда крепилась на стекле в правом нижнем углу, то вместо нее увидела мини-плакат с надписью: «Сидишь впереди, сиди молча». Что тут добавить?

«По маршруту хамства»
Газета «Ставропольская правда»
24 апреля 2008 года