О «долгостроях», провале пенсионной реформы и приватизации говорили в правительстве Ставропольского края
Министр ЖКХ, строительства и архитектуры И. Ковалев доложил об изменениях, внесенных в перечни незавершенных строек муниципального значения и для госнужд края. Объемы капитального строительства значительно прирастают год от года. Только при этом не так быстро, как хотелось бы, сокращается «незавершенка». Например, в прошлом году ввели в строй 117 объектов при плане 79. Но 200 при этом начали новых. Губернатора больше всего интересовал вопрос, что делается для того, чтобы избавиться от долгостроев. Ведь договаривались о том, чтобы провести паспортизацию «зависших» объектов, часть из них продать или передать тем, кто в этом нуждается. А ситуация тем не менее изменилась незначительно. Особенно неприятно, когда долгострои обнаруживаются в самом сердце краевой столицы. В этот ряд попали кинотеатр «Экран» и притча во языцех на протяжении по меньшей мере двух десятилетий кукольный театр, на реконструкцию которого наконец, по словам А. Черногорова, выделены средства. Надо «поднимать» центр Ставрополя, чтобы не было стыдно показать гостям: надстроить бывший так называемый «пьяный угол»- здание художественной школы, ускорить завершение пристройки к краеведческому музею, площадь у Ангела «сделать по типу Арбата». С большим удовлетворением сообщил глава края о начале строительства Ледового дворца, который надо, кровь из носу, постараться сдать за два года.
И. Ковалев обратился к главам районов с призывом перечень строек на 2009 год подготовить в нормальном режиме, без спешки. Это означает, что к первому сентября уже должна быть готова документация, оговаривающая примерный порядок цифр: сколько, чего и на какую сумму. Это важно в том числе и для своевременного получения федерального финансирования. В ответ посыпались упреки от муниципальных начальников, припомнивших случаи, когда по подготовленным документам их стройки в перечень так и не попали. Однако без предварительного прогнозного планирования все равно не обойтись, парировал министр. Подход, по его мнению, должен быть инженерно-технический, поэтому хотя бы половину будущего перечня необходимо подготовить именно по этой схеме. Муниципалы же высказывались за то, чтобы им заранее обозначали суммы финансирования, под которые было бы сподручнее готовить необходимую документацию.
Из доклада управляющего ПФР по СК В. Попова о реализации пенсионной реформы следовало, что в прошлом году поступления в пенсионный фонд в крае составили 9,5 млрд. рублей - это больше утвержденного показателя на 4,4% и на 26,5%, чем за предыдущий год, а в денежном выражении – на 2 млрд. рублей. Средний размер пенсии по обязательному пенсионному страхованию на 1 января 2008-го в крае составил 3491 рубль, что означает – увеличился на 783 рубля. Однако даже эта невеликая сумма выше того порога бедности, которую влачат некоторые пенсионеры, особенно в сельской местности. В качестве главной характеристики пенсионной системы во всем мире принято использовать так называемый коэффициент замещения, то есть соотношение уровня пенсии к уровню зарплаты. Так вот в некоторых районах Ставрополья этот показатель зашкаливает за 50%, то есть немногим недотягивает до европейского уровня. Только у нас это повод для грусти: объяснение тому простое - у некоторых жителей края такие мизерные зарплаты, что пенсии их перегоняют. Есть даже два сельхозпредприятия, по информации докладчика, где «работают за трудодни». Не способствуют наполнению пенсионного фонда и «серые» зарплаты, с которых не платятся налоги. Первыми пострадавшими от незаконной схемы становятся сами работники: исходя из легального дохода им полагаются копеечные пенсии. В результате занижения работодателями фонда заработной платы недополучено около 1,6 млрд. рублей. У нас также перебор территорий с низкой обеспеченностью выплаты страховой части пенсии собственными поступлениями. О провале пенсионной реформы высказались на этом заседании представители налоговиков, приставов, соцзащиты, профсоюзов. Самым радикальным прозвучало предложение – последовать примеру кубанцев и установить минимальный размер пенсии не ниже суммы среднего прожиточного минимума. Над этим следует подумать, но торопиться не следует, дал свою оценку глава края. Надо исходить из реальных возможностей. У соседей и бюджет в три раза больше, и отдыхающих 15 млн. ежегодно, и морей целых три (Азовское, Черное и Краснодарское), а также «море портов и аэропортов».
Кстати, с 1 января 2007-го вступил в силу федеральный закон о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с которым на ПФР возложены функции по выдаче сертификатов на материнский капитал и ведение соответствующего реестра. По итогам прошлого года с заявлениями на получение поддержки обратились 8184 человека, что пока составляет 54,2% от общего количества рожденных детей. Почти всем обратившимся сертификаты уже выданы.
Самую острую дискуссию вызвал короткий доклад и.о. министра имущественных отношений В. Цуканова о перечне объектов, находящихся в краевой собственности и предлагаемых к приватизации в 2008-2009 гг. Заместитель председателя правительства края М. Арсланов согласился только с десятью из 56 предложений. По его мнению, нельзя торопиться с приватизацией сети аптек, предприятия «Медтехника», Ставропольского комбината хлебопродуктов, других предприятий, социальную значимость которых трудно переоценить. Министр здравоохранения Ю. Комаров пояснил, что, в частности, аптеки предполагается преобразовать в акционерное общество со стопроцентным пакетом акций правительства края. Все бы хорошо, продолжали возражать другие оппоненты, но в предлагаемом проекте распоряжения такие подробности отсутствуют, так не значит ли, что все разом под одну гребенку и будет передано в частные руки? Увы, опыт предыдущих лет насчитывает массу примеров наглой приватизации, когда собственность ушла за копейки, а государственный карман остался пуст. Первый заместитель председателя правительства Ю. Белый не остался безучастен и тоже вступил в спор: перечень не предполагает немедленной приватизации, решение по каждому объекту будет приниматься отдельно, в том числе и о будущей форме собственности. После долгих дебатов предлагаемый перечень все же утвердили.
Приняли на этом заседании и проект закона о господдержке приемной семьи, который теперь будет направлен в краевую Думу, рассмотрели также вопросы о предоставлении субсидий на приобретение или строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, проведении конкурса на получение средств для реформирования муниципальных финансов в 2009-2010 гг., софинансировании расходов местным бюджетам и другие.
18 апреля 2008 года