00:00, 18 апреля 2008 года

Для деятелей культуры и искусства Ставрополья - 13 премий губернатора

Нынче их стало на три больше: появилась новая номинация фотоискусства и дизайна с двумя премиями, а в номинации «театр» их теперь не две, а три. На первом этапе творческими союзами были выдвинуты 36 соискателей. Кстати, на сей раз с процессом выдвижения решил непосредственно познакомиться и губернатор. Он, в частности, побывал на проходившей в Выставочном зале Союза художников экспозиции претендентов. А демонстрировали там свои работы фактически три творческие организации - художников, дизайнеров и фотографов. Внимание главы края вызвало дополнительные эмоции участников. Все ждали, что скажет Александр Черногоров, однако он в основном расспрашивал о заботах и планах, и это придало встрече более деловой характер, поскольку проблем у творческих людей сегодня хватает, и поддержка власти нередко становится нелишней.

Не случайно позднее, открывая заседание экспертной комиссии по премиям, возглавляющая ее зампред правительства края Любовь Волошина специально подчеркнула, что посещение главой края выставки художников никоим образом не связано с оценкой работ, в этом он полагается на опыт членов комиссии, доверяя их профессионализму и объективности.

Ну а на выставке, разумеется, посмотреть было на что. Так, впервые среди соискателей оказался, наконец, скульптор, причем автор очень самобытный и сразу с несколькими интересными проектами. Георгий Мясников представил собственное видение известных литературных персонажей Остапа Бендера и Паниковского, и эти забавные «народные герои» прямо-таки просятся в город Пятигорск, на место, так сказать, действия, что вполне возможно и, пожалуй, даже нужно сделать, пока не нашлись на эту идею более ловкие столичные ребята. А у нас и свои не хуже! Сумеем сами порадовать курортную публику. Да и для остальных земляков радости найдутся - стараниями, например, совершенного оригинального художника-дизайнера Василия Чуйкова с объектами в стиле анепластики, причем «работающими» в живой городской среде. Думаю, многие жители Ставрополя уже встречали на улицах этих неожиданно симпатичных железно-пластиковых «людей», смахивающих одновременно и на мультяшных «дровосеков», и на инопланетян. Стало уже модным обязательно сфотографироваться рядом с этими новыми достопримечательностями, несущими собственную, пока непривычную, но, несомненно, эстетику.

Вновь порадовал дуэт наших известных прикладников Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой, представивший наряду с традиционными мотивами лоскутного шитья и необыкновенно одухотворенные полотна «Письма из Петербурга» и «Письма из Африки», сконцентрировавшие – «всего лишь» кусочками тканей разных цветов и оттенков! - непередаваемую словами гамму чувств двух русских поэтов, двух любящих людей - Ахматовой и Гумилёва. А творение матери и дочери «Город Креста»? Какая чудная вязь тонов и полутонов, какое их множество, лучами расходящееся от центрального силуэта креста, рождающее зримый образ ставропольской степи, дышащих весенними ароматами лугов и предгорий с прожилками рек: более ста видов тканей использовали мастерицы, «рисуя» образ любимого края. Словом, выставка оказалась просто на редкость достойная. Хотя, как заметил, например, замминистра культуры Владимир Лычагин, ему показалось недостаточным число дизайнерских проектов и фотографий, да и отбор по этим направлениям должен быть построже. С ним нельзя не согласиться, особенно зная большой опыт его работы в роли эксперта. Кстати, этот же опыт побудил его и к такому выводу: самые горячие дискуссии разгораются, как правило, вокруг литературных работ.

Действительно, и в этом году едва ли не рекордное число соискателей выдвинули два писательских союза. Причем книги самых разных жанров - и художественная проза, и поэзия, и краеведение, и литературоведение. Хорошие отзывы широкого читателя получил, например, роман Дмитрия Савченко «Дух сомнения». Книгу отличает объективный и одновременно искренне-личностный взгляд на «чеченскую тему», автору удалось гармонично совместить и увлекательность, и добрую назидательность в отличие от ряда иных литераторов, нередко подпадающих под узкопартийные либо узконациональные веяния. Безусловное всеобщее уважение вызвала работа известного краеведа Германа Беликова как составителя двухтомника «Облик старого Ставрополя».

- История города стала для Германа Алексеевича делом всей жизни, и, конечно, решается она очень глубоко, - полагает профессор Ставропольского госуниверситета Клара Штайн. - Понравилась мне и книга Дмитрия Савченко. Но вновь хотелось бы привлечь внимание и к творчеству наших поэтов, в частности, к талантливым стихам Сергея Сутулова-Катеринича, которого мы еще знаем и как редактора Интернет-журнала «45-я параллель». Его стараниями Ставрополь стал своего рода центром современной молодежной поэзии и литературной критики в сфере интернет-культуры. Думаю, этот сайт буквально облагораживает сеть, в которой не все благополучно...

Свой вклад в облагораживание Интернета вносит и мэтр ставропольской сатирической поэзии Семен Ванетик, чей персональный сайт не так давно пополнил в хорошем смысле «сетературу» и имеет уже весьма широкую аудиторию. Сборник этого автора «Тысяча эпиграмм» также вошел в число соискателей. Не побоюсь показаться субъективной, но уверена: в этом жанре сегодня в России работают буквально считанные единицы поэтов, и Ставрополье счастливо имеет одного из них в лице мудрого, с добрым юмором смотрящего на мир Семена Ефимовича. А вот дискуссия, вызванная книгой профессора СГУ Вячеслава Головко «Через Летейски воды...»: Марина Цветаева в письмах, воспоминаниях и документах», думается, не лишена оснований. Творчество и судьба известной русской поэтессы также стали для автора предметом многолетних научных изысканий. При всех очевидных достоинствах солидного фолианта, вобравшего в себя массу интересных фактов, его содержание все-таки носит, скорее, всероссийский характер, имеющий весьма опосредованное отношение к Ставрополью. А ведь речь идет о краевой премии, сами условия присуждения коей диктуют отдавать предпочтение произведениям, теснее связанным темами и героями с нашим краем. Разумеется, творчество не всегда укладывается в некие заданные рамки, но все же, все же... Справедливым представляется замечание-пожелание Любови Волошиной о том, что, возможно, для литературы стоило бы расширить круг номинаций, поскольку у нас есть очень много разноплановых авторов, создающих краеведческие, литературоведческие, научно-исследовательские, публицистические труды, литературу для детей.

Несколько скромнее - количественно - выглядят нынче наши театральные деятели, номинантов от которых было всего пятеро, впрочем, к ним можно отнести еще и художника театра Леонида Чёрного, чьи эскизы декораций к спектаклям театра драмы «Очень простая история» и «Женщины без границ» получили высокую оценку экспертов и публики. Как точно выразился председатель краевого отделения Союза театральных деятелей заслуженный артист РФ Владимир Аллахвердов, оформление спектаклей, подготовленное Л. Чёрным, как правило, играет огромную роль, придавая всей постановке не только внешнюю выразительность, но и наполняя верно угаданным художником эмоциональным содержанием. Мне также близка точка зрения В. Аллахвердова по поводу того, что нынче на первом этапе обсуждения номинантов экспертными группами (по каждому направлению - своя) в их составе заметно присутствие, скажем так, заинтересованных лиц, наверное, подбор независимых (!) экспертов должен быть более тщательным, тогда и объективность обеспечена.

Очень интересные творческие работы представлены нынче в области музыкального искусства, к тому же здесь налицо широкая география участников - Ставрополь, Пятигорск, Невинномысск, Новоалександровск... Приятно было увидеть в перечне номинантов фамилию представителя Ставропольской государственной краевой филармонии - талантливого концертмейстера Ольги Козыревой: ее исполнение концерта № 3 для фортепиано с оркестром Бетховена стало крупным событием в музыкальной жизни Ставрополя. Дружно поддержали эксперты огромную работу по пропаганде в крае джазовой музыки, проводимую замечательным педагогом, дирижером народного джаз-оркестра ДК «Шерстяник» Рудольфом Атанесовым (Невинномысск), и привлечению талантливой молодежи к истокам фольклорного искусства, которое стало делом всей жизни для руководителя казачьего ансамбля «Хуторок» Ольги Беляковой (Пятигорск). А сколько сделано для мощного развития в последние годы студенческой самодеятельности балетмейстером-постановщиком народного театра танца «Смайл» Ставропольского государственного университета Еленой Грициенко! Как и ее коллегой, преподавателем краевого колледжа искусств Ириной Виниченко, готовящей великолепные танцевальные композиции. Это уже - о номинации «хореография», традиционно отличающейся соискателями самого высокого творческого уровня.

У весьма непростого, ответственного дела - присуждения краевой премии - есть и своя приятная сторона: каждый раз перед глазами проходит целая плеяда таких разных и таких замечательных талантов, что, честное слово, в душе прибавляется здорового оптимизма. Конечно, при этом остается и некоторое чувство сожаления, что та или иная фамилия не вошла в список лауреатов, а некоторые из этих фамилий почему-либо отклоняются уже во второй, а то и третий раз. Но премий-то всего тринадцать. И вообще-то вовсе не ради премий трудятся наши писатели, художники, артисты, музыканты... Счастье творчества для большинства из них куда важнее наград. Да, скоро губернаторская подпись поставит точку в процессе обсуждения, и по доброй традиции в канун Дня края мы услышим имена лауреатов и поздравим их от души. А творчество продолжится в новых книгах, ролях, концертах. Ничуть не сомневаюсь, что уже написаны романы, стихи, музыкальные сочинения, достойные премий следующего года!

«Не ради премий»
Газета «Ставропольская правда»
18 апреля 2008 года