00:00, 15 апреля 2008 года

Реакция отторжения

Пенсионер, может, такое заявление и напишет: рад старик, что хотя бы в село «Ставрополку» доставляют. А Г. Романько, скорее всего, накажут. Только вот за что?

Отнюдь не по ее вине страдают сотни жителей крупного села. Особенно пенсионеры. Опубликованная заметка заканчивалась такими словами: «Пока по грязи доковыляешь, инфаркт можно получить». Вот и идут пожилые люди в местный сельсовет. С письменными и устными жалобами: «Помогите!»

Однажды этот слезный крик был услышан. Случилось это, когда депутатом в местную Думу был избран заместитель директора Управления Федеральной почтовой службы по СК Александр Акопов - в то время житель Надежды. Он пообещал избирателям, что не только наладит нормальную работу существующего почтового отделения, но и добьется открытия нового - в западной части населенного пункта. Мол, не дело, когда село столь растянуто, топать за насущными услугами из конца в конец.

Обещание это было «озвучено» прилюдно и встречено с большим одобрением. Нужно было только подходящее помещение подыскать. Но и это особого труда не составило: предприниматель Наталья Фаринская согласилась закрыть уже действующее кафе, пристроить к зданию дополнительный блок и сдать светлый и просторный мини-комплекс в аренду «Почте России».

Компетентную комиссию, прибывшую из района и краевого центра, такой «расклад» вполне устраивал. В феврале 2007-го был составлен соответствующий документ, в котором недоставало только подписей и даты заключения договора. Оставалось мебель и другое оборудование завезти да телефонную линию протянуть. Сущие пустяки. Если бы не одно «но»: скоропостижно скончался А. Акопов. Были пышные похороны и траурные речи, где не обошлось без заверений, что, дескать, спи спокойно, все твои начинания будут продолжены.

Менее чем через сорок дней эти речи были забыты, в сельсовет вновь потянулась череда граждан, обижающихся на работу местного почтового отделения. Жалобщики не только напоминали заместителю главы администрации Юрию Никулину о невыполненных обещаниях, но и об ухудшении обстановки говорили: мол, не хватает почтальонов, на семнадцатый километр корреспонденция доставляется раз в неделю.

С толстой сумкой на ремне в свой законный выходной выступает начальник почтового отделения. Больше некому: на оклад в три тысячи рублей (когда город под боком) редко кто согласится. Тут ведь не только письма и газеты надо разнести, но и пенсию, когда, случается, в той самой сумке десятки тысяч лежат. Долго ли до греха в наше неспокойное время…

Вернемся, однако, к корреспонденции. По словам жителей, чьи дома расположены в направлении пресловутого семнадцатого километра, «Ставропольскую правду», районную газету «Наша жизнь», другие издания они получают скопом - раз в неделю (может, нам альманах начать выпускать?). И длится это уже не первый месяц. Уже упомянутый предприниматель Н. Фаринская в феврале нынешнего года получила письмо, датированное началом января.

- Потому и газет не выписываю, - говорит Наталья, - кому нужны позавчерашние новости?

Кстати, Фаринская, связавшись с «Почтой России», понесла немалые потери: понадеявшись на порядочность партнера-монополиста, закрыла далеко не убыточное кафе, сделала к зданию пристройку, и вот уже больше года «резервирует» помещения для филиала почтового отделения.

- Мне поступало немало предложений, - откровенничает Наталья, - требовалось здание под мебельный магазин, хозтоварами один из предпринимателей здесь собирался торговать. Администрация сельсовета отговаривает, мол, подожди еще месяц-другой, добьемся, чтобы здесь почта была. А ведь упущенная выгода уже не одной тысячей исчисляется.

Она была готова даже к тому, что почтовики будут торговать такими же товарами, что и в ее магазине имеются. Конкуренция, конечно, нежелательна, но уж больно жаль стариков и старушек, которым в самый центр добираться приходится.

Местные власти тоже не сидят сложа руки: заместитель главы администрации сельсовета Ю. Никулин трижды обращался в краевой филиал ФГУП «Почта России» с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса о создании второго почтового отделения, и столько же раз его письма пересылались начальнику Шпаковского почтамта.

Ответы из Михайловска неутешительные: мол, если арендовать это помещение, то почта будет ежемесячно нести многотысячные убытки. Вот если бы органы местного самоуправления безвозмездно передали под новое отделение подходящее здание.

Вот так вот: был жив А. Акопов, отделение обещало быть прибыльным, и арендная цена почтовиков устраивала. Умер человек, и вместе с ним умерла надежда жителей Надежды.

Да что там о новшествах говорить, если работу имеющегося отделения наладить не удается: жители части улиц Советская, Трудовая, Партизанская, Коллективная получают корреспонденцию раз в неделю, по воскресеньям или понедельникам. Оклады у почтальонов, как уже говорилось, мизерные. Несмотря на кратное повышение расценок за доставку газет и журналов.

- Зарплаты работникам не в Михайловске и даже не в Ставрополе устанавливают, - сказал мне исполняющий обязанности Шпаковского почтамта Сергей Дискаев, - все вопросы приходится с Москвой утрясать.

Оказывается, даже приобретение велосипедов для почтальонов нужно согласовывать в столице. И проблема эта столь же неразрешима, как и открытие нового отделения: московское начальство требует, чтобы подыскивали какие-то особые двухколесные машины, снабженные специальными корзиночками.

- Придется, наверное, почтовых голубей покупать, - горько шутит Ю. Никулин. - Только породу придется выводить особую, чтобы не только письма, но и газеты, и пенсию могли разносить…

Уже прощаясь, замглавы подкинул «бредовую», по его словам, идею: дескать, было бы здорово, если бы руководители всех печатных органов объединились и создали собственную службу доставки.

А что? Может, идея не такая уж и бредовая? Ведь подписка падает не только из-за дороговизны бумаги и полиграфических услуг, но и потому, что монополист не выполняет своих договорных обязательств.

Шпаковский район.