Земельный налог трудно собрать без единой базы налогоплательщиков
В прошлом году наметился очевидный рост поступлений земельного налога. Это обусловлено отменой целого ряда льгот и применением новой кадастровой оценки земель. Однако самые острые проблемы, к сожалению, остались. В первую очередь это далекая от идеала налоговая база. Многие муниципальные образования, пожаловались налоговики, так и не смогли предоставить полную информацию о земельных участках и их правообладателях. Хотя именно муниципалитеты должны быть заинтересованы в этом в наибольшей степени. Земельный налог поступает исключительно в распоряжение местных администраций, и сейчас бюджеты поселений теряют значительные доходы. При этом очевидно, не раз повторялось на совещании, что земля востребована и практически нигде не пустует, а вот кто ею владеет и как распоряжается, контрольным ведомствам известно не всегда.
Много вопросов в этом отношении как раз по землям сельхозназначения и участкам под многоквартирными домами. Ситуация усугубляется прежде всего тем, что налог не взимается с участков, не промежованных и не поставленных на кадастровый учет (а таких, к слову, остается немало). А что касается сельхозугодий, то снова прозвучало предложение о том, что разумно пересмотреть минимальный размер вновь образуемых участков. Сегодня этот минимум составляет триста гектаров. Для регистрации требуется согласие десятков дольщиков, на практике это приводит к тому, что процесс может затягиваться чуть ли не до бесконечности. Напомним, что такой законопроект о внесении изменений в соответствующий закон поступал на рассмотрение в ГДСК. Однако думцы такую «реформу» решили отложить, чтобы не создавать помех уже оформляемым сельхозугодьям.
К проблемам, по словам налоговиков, приводит также то, что не ведется единый учет сведений всех заинтересованных в земельном вопросе ведомств. База у каждого своя, потому нередко в налоговые инспекции органы Роснедвижимости и Росрегистрации подают неидентичные данные об одних и тех же земельных участках. Так и появляются в конечных списках участки-двойники и множатся ошибки при исчислении налога. Потому в числе главных задач на ближайшее будущее – организация электронного обмена информацией с муниципалами и сверка баз данных ведомств.
11 апреля 2008 года