Земельные участки: что сулит закон «О государственном кадастре недвижимости»
Совершенствование законодательной базы для того, чтобы исключить негативные моменты в этом процессе, продолжается. Но как именно сейчас – в так называемый переходный период – не заблудиться в дебрях земельного права? В связи с очевидной остротой и злободневностью вопроса мы презентуем новую рубрику «Моя земля».
В ее рамках регулярно при непосредственном содействии краевого управления Роснедвижимости мы будем отвечать на вопросы читателей, разъяснять установленные правила оформления земельных участков и разбираться в конкретных ситуациях. Надеемся, что все это поможет читателям избежать трудностей и в конце концов правильно, легко и безболезненно зарегистрировать свою собственность.
Рубрику открываем кратким обзором общей ситуации в сфере земельных отношений. На вопросы «Ставропольской правды» ответил руководитель краевого управления Роснедвижимости К. Зазирний.
– Константин Иванович, подробно рассказывать вам суть многочисленных жалоб читателей по поводу их долгих мытарств во время оформления земельных участков и имущества вряд ли имеет смысл. Вы с этим сталкиваетесь ежедневно. Скажите, почему этот процесс идет так нелегко, забирает у людей столько времени, денег и сил?
– Складывается вот какая ситуация. Сейчас в целом по стране не больше 15 процентов зарегистрированного имущества. Потому очевидно желание и стремление государства упростить систему оформления земельных участков. Как раз 268-й и 93-й федеральные законы в силу сложившихся обстоятельств в сфере земельных отношений дают гражданам право (если участок был предоставлен им до 2001 года) без межевания и соответственно хождения по всем инстанциям получить кадастровый план, зарегистрировать участок и по своему усмотрению им распорядиться. То есть продать, завещать, подарить и т.д.
Так, с одной стороны, узаконена возможность беспрепятственно распоряжаться своим участком. С другой – проблема возникает в том, что госорганы действительно не успевают обслужить население. Как следствие – те самые очереди, на которые все жалуются.
В связи с этим крайне необходима серьезная разъяснительная работа. От коммерческих организаций помощи ждать не приходится. Им невыгодно рассказывать населению о том, что при тех или иных обстоятельствах можно распорядиться своим имуществом – дачей, гаражом или частным домом – и без технической инвентаризации, и без межевания земельного участка. Многие ведь этого не знают, потому просто вынуждены терять на необязательных услугах немало денег и времени. Потому если у вас есть свидетельство на землю, не нужно ходить ни в одну коммерческую организацию за какими-либо бумагами. Остается только зарегистрировать участок в учреждении юстиции. К слову, госпошлина на это была снижена в пять раз и составляет сейчас всего сто рублей.
– Получается, что понимание и главное – инициатива на государственном уровне есть, но сама система пока не выстроена и находится в процессе становления.
– Конечно, потому для государства так важна и даже выгодна грамотность населения, знание им своих прав.
Сейчас ведь происходит передача функций и ответственности коммерческим структурам. До 2002 года государство само межевало, утверждало, ставило земельные участки на учет. Далее функции межевания были переданы на рынок, однако ответственность пока оставалась за государством. Получается, что за какие-то ошибки геодезистов, погрешности при определении координат или постановке участка на учет страдал как раз человек. Ведь, например, мне как гражданину, заплатившему за услугу, безразлично, что пять лет назад кто-то выполнил свою работу плохо и некачественно. Однако из-за подобных нарушений страдал именно человек, теряя время и деньги на устранение ошибок предпринимателей. Судились ведь единицы заказчиков.
С 1 марта 2008 года подавляющая доля ответственности уже за результаты работ передана именно коммерческому сектору. Потому наступил переходный период, пока будет проходить аккредитация подрядных организаций – так называемых кадастровых инженеров. После чего они будут иметь право всего на одну ошибку. После второго грубого просчета они могут быть лишены аккредитации как минимум на два года. Это уже более справедливо по отношению к отдельному человеку.
– Другой большой блок проблем касается земель сельхозназначения. Как здесь обстоят дела? На правительственных совещаниях регулярно звучат жалобы, что процесс их оформления в крае проходит неинтенсивно.
– Здесь масса вопросов, и «висят» они уже не первый год. В частности, по закону Ставропольского края собственники земельных долей имеют ряд ограничений при распоряжении своим имуществом. Взять те же пресловутые триста гектаров: так как размер земельной доли в среднем по краю составляет 10 гектаров, то, чтобы выделить из общедолевой собственности земельный участок в натуре, необходимо собраться как минимум собственникам 30 земельных долей. Это зачастую невозможно, например, в связи с постоянно меняющимся составом собственников.
Но, с другой стороны, прописав в свое время это ограничение, правительство края ничем не помогает людям и не пытается этот процесс облегчить. Возьмем, к примеру, опыт Самарской области: там услуги межевания возмещаются из регионального бюджета. В ряде других регионов уже проведена большая организаторская работа, и дело по оформлению земельных долей пошло интенсивно. А у нас она никак не может завершиться. Возникает все больше и больше противоречий. Так, с 1 марта вступил в действие 221-й Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». В нем устранено понятие единое землепользование. Межуются участки размером не больше, чем одно поле. Получается, что краевые нормы законодательства сейчас противоречат федеральным. Да и если посмотреть в реальности – в крае, за редким исключением, практически нет полей размером в 300 гектаров.
- Как много набирается невостребованных долей?
- Когда была приватизация земель сельхозназначения, около семи тысяч собственников по разным причинам вообще не получили свидетельства. Более 18,5 тысячи свидетельства хоть и получили, но не распорядились своей долей. И дело уже в законодательстве: до 2003 года оно вообще не предусматривало оборота земель. То есть одиннадцать лет у нас в стране не было рыночных инструментов для распоряжения земельными долями. Так или иначе все эти земли перешли в разряд неиспользованных долей. В крае таких набирается около 250 тысяч гектаров, это примерно восемь процентов земель, входящих в долевую собственность. Теперь их можно обратить в собственность муниципального образования или правительства края. При этом, замечу, что собственники или их наследники все равно могут восстановить свое право. Можно представить доказательства, что были какие-то серьезные обстоятельства, потому человек не смог во-время распорядиться землей.
- Наверное, немалую роль при возникновении всех обозначенных вами проблемных вопросов играет и то, что в Советском Союзе практически не было частной собственности...
- Это одна из основных причин, породившая уже все остальные. Например, в советское время ведь вообще не существовало частных прав на земли сельхозназначения. Теперь с большими трудностями приходится этот процесс выстраивать.
К тому же нелегко у нас продвигалось дело и с формированием законодательной базы. Выше я уже приводил пример, что прошло одиннадцать лет между приватизацией земли и разрешением собственникам распоряжаться ею по своему усмотрению.
P.S. Обращаем внимание читателей, что «Ставропольская правда» приступила к публикации извещений: кадастровые инженеры по законодательству теперь обязаны сообщать о проведении согласования межевания сельскохозяйственных угодий, используемых сельхозорганизациями или находящихся в общей долевой собственности, когда не все смежники известны. В извещениях будут указываться фамилии собственников долей, а также конкретное местоположение участков.
Просим собственников земельных долей быть внимательными к этим документам.
1 апреля 2008 года