Губернатор Черногоров о проблемах развития сельского хозяйства на Ставрополье
Ставропольский край – традиционная житница России и второй после Белгородской области субъект – лидер в реализации национального проекта «Развитие АПК». Особые успехи достигнуты ставропольцами в зерновом производстве. А учитывая растущие потребности страны, земледельцы края под урожай текущего года увеличили площадь посева озимых зерновых культур на 97,5 тыс. гектаров.
Вектор на возрождение российского села сохранен и еще более усилен в пятилетней государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции. Мы связываем с ней большие надежды, для нашего аграрного края это один из стратегических документов.
Так, одной из целей госпрограммы является достижение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей за счет обеспечения доступности кредитов. Здесь есть две проблемы. Первая – при увеличении числа направлений использования кредитов, по которым субсидируются процентные ставки, одновременно увеличивается маржа, устанавливаемая банками. В 2007 году ее размер составлял три процента, в 2008 – уже четыре. Понятно, что такое поведение банков не приветствуется селянами. На наш взгляд, необходимо зафиксировать размер маржи на минимальном уровне на весь период действия госпрограммы. Второй момент. Достигнуть финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводители могут только при стабильности условий предоставления им господдержки. Но, как показывает практика, они меняются. Например, в прошлом году предоставлялись субсидии на уплату процентов по кредитам, привлеченным ремонтным и агроснабженческим организациям на закупку и поставку запасных частей и материалов. В 2008 году эти организации лишены права на получение таких субсидий.
Для увеличения объемов производства сельхозпродукции необходимо переоснащение организаций перерабатывающей промышленности. Но в настоящее время субсидии по кредитам предоставляются им только на приобретение оборудования для первичной переработки. Хотя логично было бы расширить направления господдержки, распространив их и на реконструкцию и модернизацию производства.
Не менее значимой для селян является проблема постоянного роста цен на минеральные удобрения и энергоносители. Так, цены на природный газ по сравнению с прошлым годом увеличились на 25 процентов, на электроэнергию – до 46 процентов, а на горюче-смазочные материалы – от 38 до 57 процентов. Было бы справедливым предпринять меры сдерживания цен на энергоносители в пределах официального уровня инфляции.
Требуется решение на федеральном уровне еще ряда актуальных вопросов. Например, в формировании земельных отношений. Основными проблемами в сфере земель сельхозназначения являются трудоемкость процедуры оформления земли, временные и финансовые издержки на формирование участков и их регистрацию.
В ЮФО актуальной проблемой является защита посевов от градобоя. В крае уже 10 лет успешно работает Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы Росгидромета. Но градовые облака, зарождаясь и усиливаясь в одном регионе, повреждают в другом посевы и постройки, потому необходимо создать в ЮФО единую сеть противоградовой защиты с общей радиолокационной сетью и системой штормооповещения с финансированием ее за счет федерального бюджета. Организовать Центр противоградовой службы можно в Ставрополе на базе уже существующей службы.
Следующий вопрос касается мелиорации и орошаемого земледелия. В Ставропольском крае, где более 2/3 территории находится в засушливой зоне, невозможно достичь стабильности сельхозпроизводства без орошения. Край обладает значительным мелиоративным потенциалом. Но из-за острого недофинансирования ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративном комплексе пропускная способность каналов сейчас составляет всего порядка 60 процентов, крупные водохранилища заилены. В связи с тем, что 70 процентов средств водного налога в России формируется за счет деятельности межхозяйственной мелиоративной системы, расположенной на Ставрополье, целесообразно водный налог, зачисляемый с 2005 года в федеральный бюджет, вернуть в доходы краевого бюджета для проведения целевых мероприятий на гидротехническом комплексе. Как альтернативный вариант – за счет федерального бюджета в разы увеличить объем расходов на проведение ремонта мелиоративной системы края.
Дальнейшее развитие животноводства сдерживается по причине отсутствия у потенциальных заказчиков залоговой базы, поручительства финансово-устойчивых структур. Выход – применение механизмов проектного финансирования с использованием венчурных операций со стороны «Россельхозбанка», кредиты которого должны быть более доступны для сельхозтоваропроизводителей.
Кроме того, наш край всегда славился овцеводством. Качество шерсти не уступает лучшим мировым образцам, но цена, к сожалению, не окупает затрат на ее производство. Потребление шерсти в нашей стране в среднем составляет всего 142 грамма на человека. Необходимо, как мне кажется, рассмотреть вопрос о госзаказе на шерсть для обеспечения силовых структур и формирований государственного резерва в соответствии с переходом их на форму нового образца.
28 марта 2008 года