00:00, 5 марта 2008 года

Владимир Путин прощается, но остается

Редакция «СП» получила письмо из Лондона от Жореса Медведева. В 70-е годы прошлого века он прославился своими выступлениями против режима, созданного в биологической науке Т. Лысенко, цензуры почтовых отправлений и заключения инакомыслящих в психиатрическую больницу. В 1973 году Жорес эмигрировал в Англию и был лишен советского гражданства. В 1990 году гражданство ему было возвращено, но на Родину известный радиобиолог, писатель, журналист, правозащитник так и не вернулся. Его брат-близнец Рой Медведев в свое время развил бурную деятельность по освобождению Жореса из психиатрической больницы, в которую тот был помещен за политическую деятельность. Сегодня Рой Медведев, известный историк и публицист, живет в Москве. В своем письме в редакцию Жорес Медведев вспоминает, что в 90-е годы нередко печатал статьи в нашей газете, но с начала 2000 года связь прервалась. И далее: «Но и мы с Роем живы, и ваша газета, надеюсь, жива. Поэтому посылаю новый очерк». Сегодня мы публикуем присланный Жоресом Медведевым материал.

В России смена политических лидеров почти всегда сопровождалась политическими и экономическими реформами. Конституционный конец правления Путина как президента России и его ожидаемый переход на пост председателя правительства также являются политической реформой, хотя и не слишком очевидной. Она означает конец всесильного института президентства, созданного специально для Ельцина, и усиление роли, полномочий и власти правительства.

Президентская монополия на власть и право президента страны на нормативные акты, имеющие законодательную силу, были введены в 1993 году после разгона Верховного Совета РФ и отмены Конституции РСФСР не для ускоренного развития экономики, а для быстрой приватизации мощной советской индустриальной инфраструктуры, которая включала не только промышленные предприятия, но и природные богатства страны и ее недра. Это направление «президентской» активности сумел остановить, а затем и изменить Владимир Путин, ставший временным президентом страны, без выборов, в результате досрочной отставки Ельцина 31 декабря 1999 года. Стремительный рост популярности Путина обеспечивался в это время не экономическими программами, а победами российской армии во второй Чеченской войне. Путин был всенародно избран президентом в марте 2000 года – слишком поздно, чтобы предотвратить произошедший развал многих промышленных и социальных систем социалистического государства, уже исчезнувших в результате «шоковой терапии».

В России в 2000 году существовал капитализм, но не демократический, требующий исторического периода и длительного накопления капиталов, а особый «олигархический капитализм», при котором колоссальные капиталы создавались не творческим трудом и «прибавочной стоимостью» нескольких поколений рабочих, а присвоением уже существующих предприятий и целых отраслей промышленности, которые были созданы в течение десятилетий в очень трудных условиях. В частную собственность были переданы отрасли, осуществляющие добычу природных ресурсов, нефти, никеля, платины, алюминия, черных и цветных металлов, минеральных удобрений и других, уже дающие быстрые прибыли и не требующие серьезных инвестиций. Другие отрасли промышленности, которые были важны для благополучия страны и занятости населения, но требовавшие реконструкции и инвестиций, судостроение, вагоностроение, самолетостроение, дорожное строительство, текстильные предприятия, машиностроение и другие, а также многие отрасли сельского хозяйства, особенно животноводство, часто приобретали новых собственников, которые вместо развития производства использовали лишь здания и проводили распродажу оборудования. Морские суда с новыми владельцами нередко просто уплывали в другие страны, меняя порты регистрации.

Государство не имело возможности для эффективной эксплуатации оставшихся в его собственности предприятий, так как новые «олигархи» предпочитали не платить налогов, регистрируя свои компании за границей в оффшорных зонах. Бюджет страны лишился значительной части прибылей, и обнищавшее население не могло компенсировать налогами эти потери. Значительная часть бюджета расходовалась на выплаты по рекордным в мире внешним долгам, частично унаследованным от СССР.

Однако в 2000 году, когда президентом России стал Путин, процесс разрушения промышленной экономики и приватизации ресурсов не был полностью завершен. Под контролем государства еще находились нефтепроводы и газопроводы и корпорация «Газ-пром». Не были приватизированы атомные электростанции, единая система электроснабжения, теплоснабжения, водопроводы, которые в условиях социалистической экономики не были ориентированы на прибыль. В США, Великобритании и в других западных странах эти системы жизнеобеспечения также являются частной собственностью. Однако в России обедневшее население просто не смогло бы оплачивать эти услуги, которые в прошлом предоставлялись бесплатно. В России к 2000 году сохранились стратегические военные силы, космический сектор, военная авиация и военно-морской флот. Сохранилась и значительная часть внешней разведки, имевшей в СССР глобальный характер. Именно это позволило Путину начать свои реорганизации с усиления «силового блока», что было также важно для обеспечения стабильности в стране.

В течение 2000-2003 годов не происходило каких-либо серьезных реформ в экономике и в составе правительства. Бюджет страны оставался очень скромным. Дополнительные поступления шли лишь за счет изменений налоговых и таможенных правил и не слишком успешных попыток уменьшения оттока капиталов из страны. Либеральные экономисты в правительстве были против государственных инвестиций в экономику. Создание государственных предприятий противоречило догмам «рыночной экономики». Однако частные и зарубежные капиталы не шли в те отрасли, которые не могли обеспечить быстрые прибыли. Многочисленные потребности населения обеспечивались импортом. Важным фактором популярности Путина было то, что «олигархи» были все же решительно отстранены от влияния на внутреннюю и внешнюю политику. Их попытки вернуть утраченные позиции политического влияния были решительно пресечены. Эпизодами этой борьбы была эмиграция Б. Березовского и национализация ЮКОСа, глава которого М. Ходорковский был обвинен в уклонении от налогов. Этот поворот привел к отставке премьер-министра М. Касьянова и А. Волошина, руководителя администрации президента. Отставка Волошина позволила Путину назначить на освободившийся пост Дмитрия Медведева.

При переизбрании Путина на второй срок в 2004 году его основной заслугой, оцененной населением, был не экономический подъем, который был еще очень скромным, а восстановление стабильности, борьба с коррупцией, криминалом и терроризмом.

Россия также стала более решительно отстаивать собственные интересы в международных делах. Именно из-за позиции России Совет Безопасности ООН не смог санкционировать и легализовать вторжение американской и британской армий в Ирак.

После избрания Путина на второй срок приоритетом в его политике стало экономическое развитие России, причем прежде всего государственного сектора и бюджетных отраслей. Были резко увеличены налоги и пошлины на экспорт нефти и минеральных ресурсов. Нет секрета в том, что доходы бюджета росли прежде всего в результате постоянного повышения мировых цен на нефть и газ и другие минеральные ресурсы. Но это не было простым подарком природы. Реализация природных богатств, которые в России находятся в Сибири, требовала колоссальной работы по созданию тысячекилометровых трубопроводов, новых городов в арктическом климате и промышленности по переработке первичного сырья. Значительную часть этих инфраструктур Россия унаследовала от СССР. В 2001 году экспорт нефти, нефтепродуктов и газа составлял 53,9% в общей структуре внешней торговли России, что приносило в бюджет страны около 50 миллиардов долларов. В 2005 году объем экспорта энергоносителей в баррелях и кубометрах не увеличился, тогда как его стоимость возросла до 150 миллиардов долларов. В 2008 году доходы России от экспорта этих же ресурсов планируются на уровне 290 миллиардов долларов. Общий доход бюджета, составлявший в 2001 году около 2,5 триллиона рублей, превысил в 2007 году 6 триллионов рублей.

Естественно, возникла дискуссия о наиболее целесообразном использовании этих доходов для развития страны. Либеральные экономисты - министр экономики Г. Греф и министр финансов А. Кудрин начали создавать огромный резервный «стабилизационный» валютный фонд, размещая его в иностранных банках. Они аргументировали это тем, что доходы от нефти – это явление временное. Разведанные запасы нефти в России могли быть исчерпаны в течение 20 лет, даже при современных уровнях добычи. Преимущественное использование сверхдоходов на социальные программы и рост доходов населения, которое предлагали другие члены правительства, могло бы стимулировать импорт и инфляцию. Третий путь, к которому склонялись и Путин, и Медведев, состоял в использовании всех этих дополнительных триллионов рублей и миллиардов долларов на ускоренное развитие индустриально-промышленных и транспортных инфраструктур страны и на создание таких высокотехнологических отраслей производства, которые в настоящее время отсутствуют в России. Часть средств предполагалось использовать на модернизацию армии и военной промышленности. Было также важно обеспечить рост сельскохозяйственного производства, особенно мясомолочного, сильно пострадавшего от «шоковой терапии». Сельскохозяйственная экономика быстрее других способна к расширенному воспроизводству капитала. У России есть обширные, плохо освоенные земли, и цены на продукты питания в последние годы росли быстрее, чем цены на нефть и газ. Было поэтому целесообразно снижать зависимость России от импорта продовольствия, которое она могла производить сама.

Но этот план предполагал преимущественное развитие государственного сектора экономики и соответственно расширение полномочий правительства. Реализация этой программы, начатая уже в 2007 году, вела к созданию особых «государственных программ и корпораций» по определенным отраслям, судостроению, авиационной промышленности, нанотехнологиям, атомной промышленности и другим, которые имели более расширенные полномочия и независимость, чем министерства в прежнем советском варианте. Указы о создании подобных корпораций и программ издавал Путин как президент России. Однако структурная и кадровая организация этих новых корпораций, а их к настоящему времени уже почти 20, возможна лишь через аппарат правительства, который распоряжается финансовыми фондами. Значительные дополнительные средства направляются на развитие науки, высшего образования, здравоохранения и благосостояния молодых семей, от которых зависит выправление негативной демографической ситуации в России. Этот план, изложенный Путиным, превращает правительство в более важный государственный институт по сравнению с администрацией президента. Даже во внешней политике новые торговые контракты становятся важнее всевозможных саммитов.

В истории России в прошлом веке были периоды, в течение которых роль и власть председателя правительства были сильнее и важнее роли и власти всесильных глав государств. Такая ситуация возникла в 1906-1911 годах, когда председателем правительства был Петр Столыпин, и в 1965-1979 годах, когда правительство СССР возглавлял Алексей Косыгин. Развитие страны осуществлялось наиболее быстро именно в периоды правления этих лидеров. Не являясь главами государств, они тем не менее осуществляли важные экономические реформы и успешно участвовали в разрешении международных конфликтов. П. Столыпину мы и сейчас обязаны реформами, обеспечившими заселение пустынных территорий Сибири, а А. Косыгину - за проявление инициативы в разведке и эксплуатации сибирских месторождений нефти и газа и в строительстве тысячекилометровых газопроводов. Косыгин начал в СССР некоторые рыночные реформы и был инициатором строительства автомобильного завода в Тольятти. И Столыпин, и Косыгин добивались своих целей, работая в условиях конфликтов с главами государств того времени. Столыпин конфликтовал и с Государственной Думой. У Путина на посту премьер-министра не будет таких проблем.

Жорес МЕДВЕДЕВ